Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

ЦБ разработал три варианта санации НПФ

Зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин в интервью «Известиям» рассказал, что хотел бы видеть свою пенсию на рублевом счете, а не в виртуальных баллах
0
ЦБ разработал три варианта санации НПФ
Фото предоставлено пресс-службой ЦБ РФ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин в разговоре с «Известиями» заявил, что правильно считать доходность пенсионных накоплений за десяток лет — по данным регулятора, с 2002 по 2012 год доходность составила в среднем 10,5% годовых, превысив инфляцию за этот период. Чистюхин также сообщил, что ожидает бюджет в случае отмены накопительной части пенсии и какие основные претензии у Центробанка есть к негосударственным пенсионным фондам.

— Банк России регулирует пенсионный рынок с 1 сентября 2013 года. Сколько за это время поступило жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ)? Сопоставимо ли число жалоб со статистикой Пенсионного фонда России (15 тыс. жалоб за 2014 год)?

— За весь прошлый год в Банк России поступило 68 жалоб граждан на то, что их пенсионные накопления находятся не в том фонде, в котором они предполагали. Особо подчеркну, что это прошлые случаи, имевшие место еще тогда, когда существовала проблема с трансфер-агентами — посредниками, которых нанимали НПФ для привлечения клиентов. Недобросовестные агенты, не заботясь об имидже НПФ, любыми способами переводили пенсионные накопления граждан из фонда в фонд — они подсовывали документы на подпись, сами оформляли какие-то бумаги. После этого были приняты определенные законодательные решения, и деятельность трансфер-агентов была заморожена. Теперь, чтобы перейти из фонда в фонд, недостаточно подать заявление в новый НПФ, как это было раньше, а необходимо также обратиться в ПФР либо напрямую, либо через фонд, из которого гражданин уходит.

С одной стороны, такая система контроля является положительным аспектом, но для гражданина есть сложности: он должен обратиться как в тот фонд, куда переходит, так и в ПФР. Сейчас, на мой взгляд, действительно существует проблема создания простого и легкого канала по переходу из фонда в фонд. Правда, и в настоящий момент можно использовать электронно-цифровую подпись и в электронном виде всё подписывать, но необходимы дальнейшие шаги по упрощению этой процедуры.

— В жалобах, которые поступают в ПФР, речь идет также о таких схемах неправомерного перевода пенсионных накоплений, когда привлекаются аффилированные с НПФ структуры, например банк.

— Мы о таких случаях знаем, но они редко встречаются по сравнению с теми историями, которые связаны с деятельностью трансфер-агентов. Действительно, в ряде случаев менеджеры банков, продавая кредитные продукты, одновременно уговаривали клиента перейти в НПФ. Более того, не просто уговаривали, а создавали некие стимулы — говорили о пониженной процентной ставке, более выгодных условиях. Такие случаи были, но в общей массе они незначительны.

— Так или иначе эти аспекты станут неактуальны, если накопительную часть пенсии отменят. Главный аргумент социального блока правительства в пользу ее несостоятельности — это низкая доходность от инвестирования пенсионных денег. Согласны ли с этим аргументом в ЦБ?

— Всё дело в том, как считать. Когда говорят о доходности НПФ, как правило, обращают внимание на какой-то очень узкий период времени, зачастую берут всего 1 год, при этом забывая, что фонды инвестируют пенсионные накопления на длительный период времени. Если мы посмотрим среднюю доходность с 2002 по 2012 год, то, по нашим расчетам, она приближается к среднему уровню 10,5% в год, и это выше средней инфляции за тот же период времени. Но, конечно, если мы возьмем 2014 год, то доходность окажется практически нулевая. Такая же ситуация с доходностью была и в 2008 году. Но если мы к 2008 году прибавим 2009-й и 2010-й, то доходность составит за этот период уже 39%. За 3 года 39% — вполне нормальная доходность. И то, что бюджет сможет дать лучшую доходность, чем рынок, — это большой вопрос. Если цены на нефть будут высокими, то, может, такая возможность и будет. А если нет — не знаю.

— Тем не менее социальный блок правительства настаивает, что речь идет не об отмене накопительной пенсии, а лишь о переводе ее в добровольный формат, что позволит повысить эффективность управления пенсионными накоплениями. Может, оно того стоит?

— Когда речь идет о том, что накопительная пенсия не отменяется, а переводится в добровольный формат, в этом есть некое лукавство. Сегодня независимо от вас работодатель перечисляет 22% от вашей зарплаты на формирование вашей пенсии. И если вы до конца 2015 года воспользуетесь своим правом выбора варианта пенсионного обеспечения (или уже воспользовались), то 6% из них будут идти на формирование накопительной части. И эти отчисления будут производиться независимо от вас.

Теперь предположим, что накопительную пенсию переводят в добровольный формат и вам говорят: возьмите и самостоятельно определенный процент от своей зарплаты направляйте каждый месяц на добровольные накопительные программы. В этом случае вы будете делать это сами, а не работодатель за вас, как сейчас. Для этого в рамках своего текущего дохода вы должны обладать неким жирком, то есть должна быть какая-то часть дохода, которую вы готовы будете инвестировать в пенсию. С моей точки зрения, это больше миф, чем реальность: во-первых, зарплаты не настолько высокие, чтобы что-то откладывать в текущем режиме, во-вторых, в стране отсутствует привитая годами культура накопления.

— Может быть, перевод накопительной пенсии в добровольный формат повысит эффективность управления ею? Что показывает зарубежный опыт?

— Доходность сопоставима: целый ряд НПФ, работающих в России, одновременно управляют и пенсионными накоплениями, и пенсионными резервами, то есть фактически добровольными накоплениями. В отдельных случаях доходность пенсионных резервов может быть чуть выше, но только потому, что это более рискованные вложения, а в определенных случаях, когда рынки падают, она оказывается даже ниже. Таким образом, оснований предполагать, что перевод накопительной части в добровольный формат позволит повысить ее эффективность, нет.

Во многих зарубежных странах накопительная пенсия является обязательной. Есть и такие страны, где накопительный элемент переведен на добровольную основу, но зачастую в них возникают серьезные проблемы с бюджетом, поскольку значительная его часть идет на выплаты пенсионерам. Часто в качестве примера приводят Грецию, которой эксперты Мирового банка еще до кризиса предсказывали бюджетный коллапс именно из-за несбалансированности пенсионной системы, потому что бюджет тратил огромные деньги на выплаты пенсионерам.

— Но всё же если создать стимулы (налоговые льготы и вычеты, программы софинансирования) для развития накопительной пенсии в добровольном формате, как настаивает социальный блок, тогда может быть у нее будущее?

— Развивать добровольные накопления со стимулами лучше, чем без них. Но давайте подумаем, есть ли разбег, например, для введения налоговых льгот? Ставка налога на прибыль физлиц составляет 13%. Если бы у нас размер налога был, как во многих странах, — 45–50%, тогда это имело бы смысл. А так, куда нам двигаться от 13%? Совершенно некуда. Если мы говорим о системе софинансирования [дополнительный к накопительной пенсии механизм: каждый вложенный россиянином дополнительный рубль государство удваивает], то можно посмотреть на текущую ситуацию, когда в нее записалось гораздо больше людей, чем ее реально используют. Причина в том, что у граждан попросту нет лишних средств, чтобы начать вкладывать в добровольную систему. Поэтому теоретически стимулы — это лучше, чем их отсутствие, но, я боюсь, практического реального эффекта это принесет немного.

— Каковы перспективы перевода накопительной пенсии в добровольный формат?

— Первое — это приведет к увеличению нагрузки на бюджет в будущем. Второе — граждане лишатся реальных накоплений, а все страховые взносы, уплаченные работодателями, будут переведены в балльную систему. Для меня более выгодно, пусть даже с меньшей доходностью, иметь деньги на счете, чем в виртуальных баллах, притом что стоимость одного балла может меняться.

И третье — в случае отказа от периодических отчислений в обязательном порядке на формирование накопительной части мы лишим экономику долгосрочного инвестиционного ресурса. За счет баллов ничего не проинвестируешь. В результате это также приведет к увеличению нагрузки на бюджет, поскольку для реализации инвестпрограмм потребуются ресурсы. Есть три источника таких ресурсов — рынок, бюджет и иностранные инвесторы. Иностранных инвесторов сегодня нет, бюджет перегружен, если мы лишим средств и рынок, то встанет вопрос — где их взять?

— Есть ли возможности для повышения доходности пенсионных накоплений?

— Доходность повышать можно несколькими путями. Первое — надо стимулировать НПФ вкладывать в менее ликвидные, но более доходные инструменты. Это могут быть инфраструктурные проекты, концессионные облигации, какие-то долгосрочные облигации. Но для этого потребуется изменить правила, которые действуют в отношении НПФ и по которым они по итогам каждого года должны показывать доходность. Нужно дать фондам возможность в пределах определенного периода времени показывать убыток, но чтобы на конец этого периода они выходили на доходность. Тогда НПФ будут более толерантны к такого рода долгосрочным вложениям. Такое предложение об установлении пятилетнего горизонта уже поддержал и Банк России, и Министерство финансов. Обсуждается также вопрос о расширении перечня активов для инвестирования пенсионных накоплений.

— Именно ЦБ определяет перечень активов для инвестирования НПФ. Какие инструменты вы планируете разрешить?

— В частности, мы изучаем возможность инвестирования пенсионных накоплений в так называемые фонды денежного рынка и в еврооблигации. Важным шагом может также стать изменение некоторых правил бухгалтерского учета для НПФ. Сегодня фонды могут учитывать приобретенные ценные бумаги только по справедливой стоимости. У них нет такого портфеля, как портфель до погашения, где бумаги не переоцениваются в ежедневном режиме, а могут оцениваться по амортизационной стоимости, то есть фактически под бумаги создается некий резерв. Наличие такого портфеля, который допускают международные стандарты финансовой отчетности и который сегодня уже используют банки, позволило бы фондам вкладываться в долгосрочные финансовые инструменты, в инфраструктурные проекты, не опасаясь ежедневной волатильности рынка.

— Ранее сообщалось о разработке механизма санации НПФ. Есть продвижение по вопросу?

— Сейчас мы будем начинать консультации с Министерством финансов относительно формулировок. Наши предварительные предложения подготовлены. Первое — это возможность передачи портфелей требований и обязательств от одного фонда к другому. Второе — санирование по аналогии с банками, то есть поиск инвестора и, возможно, привлечение денежной поддержки со стороны Агентства по страхованию вкладов, чтобы фонд продолжил существование под руководством нового инвестора. И третье — внедрение модели банкротства, похожей на модель банкротства кредитных организаций.

— В настоящее время Центральный банк проводит проверки НПФ с цель включения их в систему гарантирования пенсионных прав граждан. Какие основные претензии к фондам возникают в ходе аудита?

— Первая группа претензий связана с активами. В одних случаях мы не могли установить юридическую связь между фондом и фактическим активом, которым фонд владел. Это была некая цепочка ценных бумаг, каких-то SPV, специальных компаний, находящихся в офшорной зоне. При банкротстве одного из звеньев цепочки, с нашей точки зрения, фонду было бы очень сложно дотянуться до этого актива. Когда мы сталкивались с такой ситуацией, а менеджмент фонда претендовал на то, чтобы вступить в систему гарантирования, мы выставляли очень жесткие требования, чтобы эта цепочка была изменена и чтобы юридически прослеживалась взаимосвязь между фондом и тем конечным активом, на который потрачены деньги. При этом зачастую использовались дополнительные механизмы обеспечения, в частности гарантии или поручительства компаний и физлиц. В некоторых ситуациях нас смущала концентрация активов на каком-то одном сегменте. Нет смысла скрывать, что в первую очередь нас волновали девелоперские проекты, операции с недвижимостью.

Другая часть претензий касалась выстраивания внутреннего управленческого инвестпроцесса. Многие фонды всё отдавали в руки управляющей компании, и сами по большому счету не понимали, куда УК собиралась инвестировать пенсионные средства. Правда, в основном это были случаи, когда УК либо ранее были аффилированы с НПФ, либо находились с фондом в достаточно тесных бизнес-отношениях, то есть фонд мог им доверять. Несмотря на это, мы считаем, что фонд должен нести самостоятельную ответственность за инвестирование пенсионных средств, предлагать стратегию инвестирования и выдвигать требования к УК.

Также претензии были связаны с исполнением формальных требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Я сразу хочу оговориться, что это никоим образом не связано с какими-то схемами. Речь идет о выполнении определенных формальных требований, например полном заполнении анкеты клиента. Дело в том, что закон о противодействии легализации преступных доходов в первую очередь направлен на банки, которые с клиентами взаимодействуют регулярно. Если по первым двум категориям претензий могу с достаточной уверенностью сказать, что все проблемы решены, то по третьей проблеме — еще предстоит работа и, возможно, даже потребуется менять законодательство для того, чтобы всем этим требованиям соответствовать на 100%.

Комментарии
Прямой эфир