Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Общество
Первые автобусы с портретами ветеранов ВОВ отправились в рейсы в Москве
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Происшествия
Опасность атаки БПЛА объявили в Курской области
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В Японии сообщили о возгорании на АЭС «Симанэ»
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
Первомайское шествие проходит на ВДНХ
Мир
Макрон поручил кабмину ограничить использование детьми смартфонов
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Мир
Представителя партии «Шанс» удерживали в аэропорту Кишинева по возращении из РФ

Мусорный рейтинг — дым из трубы

Историк и журналист Илья Смирнов — о том, на чем основываются авторитетные оценки нашей кредитоспособности
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Читаешь заголовки новостей и хватаешься за сердце. «Россия на пятом месте в мире по вероятности дефолта». Оказывается, пока мы отмечали Новый год с Рождеством и водили детишек на елки, трудолюбивое агентство Bloomberg собирало о нас научные данные. И теперь им наконец-то «определена вероятность нового дефолта в России». Ее «оценили на уровне Ирака».

Мне тоже захотелось предсказать добрым нострадамусам что-нибудь хорошее в наступившем году.

По моим прогнозам, существенно повысилась вероятность того, что после ближайшего корпоративного ужина руководство Bloomberg будет страдать расстройством желудка. Соответствующий диарейтинг вырос на 2,5 базисного пункта по сравнению с конкурирующей фирмой Standard & Poor’s.

А если кто скажет, что негоже так грубо насмехаться над авторитетными экономистами, то, во-первых, недавно нам разъяснили, что насмехаться можно над кем угодно. Вряд ли Майкл Блумберг священнее, чем Христос и Мухаммед.

Во-вторых, читайте внимательно, что вам впаривают под вывеской экономики. Какой вообще дефолт — то есть невыполнение государственных обязательств — может быть в Ираке? Какого государства? ИГИЛ, что ли, откажется грабить?

Метеорологи с трудом предсказывают погоду дальше чем на неделю, и сами знаете, что у них получается. Как же предсказать историю? Агентства гадают по тому, как легла карта у валютных шулеров из рукава. Это — объективный критерий? Руководствуясь им, кто-то предвидел вышеупомянутое ИГИЛ на развалинах американского Ирака? Или внезапный взлёт швейцарского франка «почти на 30% по отношению к евро»? Вроде бы нет.

И проблемы рубля возникли не из каких-то законов экономики, а из цепочки событий  (переворот в Киеве — воссоединение Крыма с Россией — санкции против непокорной страны), каждое из которых — результат чьих-то волевых решений. И этой политической обусловленности никто особенно не скрывает, статья на сайте bloomberg.com, в которой нас удостоили сравнения с Ираком, начинается с мифического«вторжения» на Украину. Конечно, то, что рубль оказался так фатально зависим от чужой политической воли — ситуация, сложившаяся объективно (хотя и поправимая, если очень захотеть).

Но ведь рейтинги Bloomberg, Standard & Poor’s и прочих Moody’s  — совсем не об этом.

А о чем?

Если выразить свою нелюбовь к какой-то стране и к народу, ее населяющему, грубыми словами на заборе, это будет не убедительно. Ту же самую нехитрую эмоцию можно облечь в наукообразную форму. Например, так.

В результате дистрибуции аттрактивных паттернов по восьми независимым аксиальным векторам (график прилагается) установлено редуцирование симпатичности на 31, 86 %, то есть до «мусорного» уровня.

Поясняю. «Мусорный» — не моя шутка, такова натуральная терминология господ, которые взялись сортировать человечество.

Как с грустью отмечал настоящий ученый С.Б. Веселовский, «неоспоримым доказательством научной истины стали считаться цифры, таблицы и проценты, независимо от их происхождения и степени достоверности».

Несмотря на Болонские реформы, сознание современного человека по-прежнему в очень большой степени сформировано Просвещением и научно-технической революцией. Поэтому в работе с населением шарлатан и провокатор охотно использует муляжи научного знания. Если в самых точных дисциплинах истина устанавливается математически, то и он вывалит на аудиторию цифры, проценты и графики, издали почти неотличимые от настоящих.

У него в арсенале много наперстков с рейтингами. Не обязательно финансовые, есть правовые, образовательные, и те, что про свободу. Вот, например, богатое слово «транспарентность», которое значит много чего одновременно — и ничего конкретного. И при нем международная организация, она вынесла это слово себе на вывеску и определяет индексы, сколько в какой стране коррупции.

Когда я впервые об этом услышал, подумал: какое должно быть сложное исследование, начиная прямо с определения понятий. Ведь в разных культурах и разных правовых системах коррупцию понимают по-разному. И, наверное, немногие государства согласятся допускать на своей территории такие нелицеприятные исследования, к которым волей-неволей придется привлекать и  местные спецслужбы, и суды.

Как же Transparency International производит свою невероятно сложную работу? Потом узнал, как. «Индекс составляется международной организацией Transparency International на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах».

Всё понятно? Такая объективная научная методология. Итоги ее применения вполне предсказуемы. «Сотрудники нашей сети путем ИССЛЕДОВАНИЙ определили уровень коррупции в 178 странах. Россия оказалась на 154-м месте — среди африканских государств».

И ведь сами покупаемся на элементарные трюки, всерьез обсуждаем новости, у которых познавательная ценность – не больше, чем у листовки: «Рус, сдавайся!». Ах, нас приравняли к Сомали! Ох, очередное агентство понизило рейтинг России до уровня «Baa3» и «приблизило к «мусорному».

Да пусть хоть до уровня «Ыыы666». Мы, что, раньше не знали, как они к нам относятся?

Это не значит, что в России нет коррупции. И дефолт тоже, увы, не исключен. Но это совсем другой разговор, в другом жанре и с другими собеседниками.

Комментарии
Прямой эфир