Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

«Важно, чтобы выпускники из ДНР и ЛНР продолжили обучение в России»

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о том, какие планы у ведомства относительно обучающихся на территории юго-востока Украины и как изменится ЕГЭ
0
«Важно, чтобы выпускники из ДНР и ЛНР продолжили обучение в России»
Фото: Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов обсудил с корреспондентом «Известий» перспективы обучения молодежи, проживающей в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках, и грядущих изменениях в Едином государственном экзамене.

— Дмитрий Викторович, начнем с актуального вопроса на сегодняшний день — ситуации на востоке Украины. Есть ли какие-то проекты, которые осуществляются со стороны Минобрнауки относительно учащихся в ДНР и ЛНР?

— Мы исходим из того, что в юго-восточных регионах Украины живут люди, тесно связанные с Россией культурными и кровными узами, и крайне важно, чтобы они имели полноценные права и возможности в сфере образования. Сейчас там очень непростая ситуация в связи с тем, что инфраструктура образования частично разрушена, и с тем, что Украина полностью сложила с себя ответственность за то, как развивается система образования в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках. Исходя из этого, мы считаем нашей задачей — вместе с коллегами по правительству — сделать всё для того, чтобы дети и молодежь, которые живут на этой территории, получали полноценное образование и имели возможность его продолжить, если они завершают один из уровней в этом учебном году. В частности, важно, чтобы выпускники школ смогли продолжить обучение в российских вузах. Сейчас мы проводим сбор и анализ информации. Нам уже известно, сколько школьников, учителей, преподавателей, студентов, в каком состоянии находятся образовательные учреждения, каковы их потребности в учебных материалах. Мы координируем гуманитарную помощь, которая идет по линии образования, общаемся с ректорским сообществом, руководителями сферы образования в провозглашенных ЛНР и ДНР. Наша задача, чтобы в 2015 году были обеспечены в полном объеме все необходимые образовательные права тем людям, которые живут на этих территориях. 

— Вы сказали, что первичные данные у вас уже есть. Можно как-то их раскрыть?

— Конечно. В ноябре-декабре 2014 года представители Минобрнауки ознакомились с ситуацией в сфере образования непосредственно на местах. Сразу хочу отметить, что проведен лишь предварительный анализ данных, полученных от органов управления образованием юго-востока Украины. Данные собраны оперативно и могут отличаться от реальных, к тому же в некоторых районах идут боевые действия и информацию оттуда мы не получили.

В провозглашенной ЛНР ситуация по системе образования выглядит следующим образом. В дошкольном образовании — 327 дошкольных образовательных учреждениях обучается 25 872 ребенка. Если говорить об общем образовании, то работает 336 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 77 272 человека. По отношению к среднему профессиональному образованию могу сказать, что всего 48 образовательных организаций, в которых обучение проходят 11,6 тыс. человек. Что касается высшего образования, то работают 34 высших учебных заведения, а численность студентов составляет 54 472 человека.

Относительно провозглашенной ДНР — там всего 529 дошкольных образовательных учреждений, к работе приступили 443, посещают их 21 987 детей, что составляет 41,8% от потребности населения. Повреждено 49 учреждений, но в настоящее время работают, а одно здание детского сада восстановлению не подлежит. В сфере общего образования функционируют 534 школы, а общая численность обучающихся составляет 146 969 человек, в связи с военными действиями приостановлена работа 12 учебных учреждений. Если говорить о среднем профессиональном образовании, то здесь ситуация лучше — 109 учреждений, из которых только 10 с поврежденной инфраструктурой и находятся в рабочем режиме. А обучается у них 37 564 человека. Также функционируют 7 вузов с общей численностью 44 749 студентов. В сфере дополнительного образования — 82 учреждения, из которых лишь одно не подлежит использованию, а число учащихся составляет 55 274. 

— Для учащихся ЛНР и ДНР будут предоставляться какие-то льготы в сфере обучения?

— Мы пока анализируем непростую правовую ситуацию, окончательного решения нет. Еще раз подчеркну: наша задача, чтобы выпускники вузов, работающих на территории Донецкой и Луганской республик, могли найти себе полноценную работу, чтобы их документы об образовании признавались на территории России. И то же самое относится к выпускникам школ — принципиально, чтобы они смогли поступать в вузы как там, так и в России. Нет никаких сомнений, что мы решим эту задачу.

— А как на сегодняшний день обстоят дела в сфере образования в Крыму? Насколько сильно поменялась картина с момента присоединения полуострова к России?

— Мы реализовали масштабный проект интеграции системы образования Крыма в российскую систему. В течение трех месяцев лета 2014 года была полностью методически переоснащена школьная система. Каждый школьник получил полный комплект российских учебников. Были переподготовлены учителя, которых более 30 тыс. человек. С 1 сентября 2014 года вся система образования Крымского федерального округа перешла на работу по российским стандартам образования. Это касается детских садов, школ, колледжей, техникумов и вузов. Конечно, еще очень многое нужно сделать, чтобы привести уровень оснащения образовательных учреждений в соответствие с нашими стандартами. Это дело требует усилий и времени. Сейчас начаты программы модернизации дошкольного и школьного образования в Крымском федеральном округе. Ремонтируются и реконструируются здания детских садов и школ, а также строятся новые.

В течение этого года проведена работа по формированию новой системы высшего образования в Крыму. Фактически из более чем 90 вузов и филиалов, которые работали на территории Крыма в составе Украины, сформирована современная сеть. Ядром стали два созданных в результате объединения крупных университета — Крымский федеральный университет имени Вернадского и Севастопольский государственный университет. Сейчас идут работы по модернизации инфраструктуры — проектированию и подготовке строительства новых корпусов, общежитий, лабораторий и всего того, что нужно для работы на современном уровне.

— Не все университеты готовы объединяться в Крымский федеральный университет. А учитывая, что планируется вложить порядка 25 млрд рублей, как будет решен вопрос с несогласными?

— Решение о том, что Крымский медицинский университет имени Георгиевского будет частью Крымского федерального университета, было принято правительством, и это решение поддерживается, в частности, и нашими коллегами в Минздраве России. Мы считаем, что это приведет к повышению качества медицинского образования в Крыму. Все необходимые подготовительные мероприятия, для того чтобы с 1 января 2015 года университет стал полноценно работать, уже проведены. Студенты медицинского университета с начала следующего года будут студентами Крымского федерального университета. Хочу подчеркнуть, что медицинское образование в Крыму еще в советское время было на высоком уровне. Сейчас мы придадим дополнительный импульс качеству подготовки врачей в Крыму. Будут переоснащены лаборатории и клиники, проведена переподготовка преподавателей. Отмечу и то, что ректором нового Крымского федерального университета является Сергей Донич, медик по образованию и доктор медицинских наук.

— Санкции со стороны Запада как-то повлияли на образовательные проекты, осуществляемые Россией за границей?

— Мы не чувствуем снижения интереса к сотрудничеству со стороны наших зарубежных коллег. Более того, я считаю, что в нынешних условиях нам надо еще более активно развивать наши международные связи. Россия всегда была частью, причем ведущей, мировой системы науки и высшего образования. Нам сейчас не просто крайне важно поддерживать и укреплять свой авторитет, а всячески содействовать развитию новых проектов. В декабре у меня была встреча с нашими соотечественниками — учеными, которые работают за рубежом, и я спросил, есть ли со стороны университетов, в которых они работают, какие-то установки на ограничение или запрет на контакты с Россией. Мне все в один голос сказали, что такого нет. И я говорю о наших соотечественниках, работающих в ведущих университетах США, Европы, Японии. Они заинтересованы в продолжении контактов с российскими учеными и в целом в работе с нашей страной. Всё, что связано с наукой и образованием, в целом гуманитарной составляющей, выше любых санкций.

— В рамках послания Федеральному собранию президент указал на необходимость анализа выпускных сочинений и результатов ЕГЭ, а также на важность разработки инструментов мотивации педагогов в этом направлении. Уже подготовлены какие-то предложения?

— В конце 2013 года мы приняли профессиональный стандарт учителя и воспитателя. Это документ, который прошел через очень горячие обсуждения и сейчас постепенно вводится в действие. Он задает систему требований по отношению к учителям. С одной стороны, растет оплата труда и повышается социальный статус, а с другой — очень важно, чтобы профессиональное сообщество сформулировало свои требования к тому, каким должен быть современный российский учитель в XXI веке.

К учителям уже предъявляются новые требования. Они должны быть готовы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, потому что инклюзивное образование всё больше и больше становится частью работы наших школ. Они должны быть готовы работать с детьми мигрантов, для которых русский язык не является родным и родители которых говорят в своих семьях на другом языке. Также необходимо умение работать с современными информационными технологиями. Но самое главное — уметь не только хорошо обучать, но и воспитывать детей, делая их достойными гражданами нашей страны. Вся эта система требований и сформулирована в стандарте учителя. На его основе уже разработаны программы повышения квалификации, которые проходят учителя, и идет разработка системы аттестации, на основании которой им присваиваются разряды.

Результаты ЕГЭ не будут основным источником оценки работы педагога в этой системе. Разные учителя работают с детьми в разных условиях. Объективный ЕГЭ дает нам возможность определить, каким школам и учителям нужна поддержка. Есть целые школы, которые работают в социально неблагополучных районах и регионах, и там заслуга учителя ничуть не меньше, чем его коллеги в элитной московской школе, куда привозят детей со всей Москвы. Сейчас выстраиваются новые системы оценки работы учителя и новая система мотивации к качественному труду.

— На 2015 год школьники уже знают, что их ждет на ЕГЭ. А что будет в 2016 году?

— Я не считаю, что в 2016 году произойдут какие-то радикальные изменения. Мы будем двигаться по намеченному пути. Это и повышение информационной прозрачности экзамена, его эффективности и открытости. Из всех экзаменов исчезнут задания с выбором ответа, где человек может просто угадать. Мы будем и дальше развивать устную часть экзамена по иностранным языкам. В дальнейшем рассматривается вариант по введению устной компоненты по гуманитарным предметам — истории, литературе и т.д. Планируется также и повышение порогового балла, который необходим для поступления в вуз. Если на 2015 год мы повысили проходные баллы по математике, иностранному языку и обществознанию, то в последующем будут повышения по другим предметам.

— Недавно у вас прошло заседание межведомственной комиссии по мониторингу эффективности вузов. Будут ли внесены какие-то изменения в структуру проведения мониторинга?

— На сегодняшний день в том же составе комиссии мы принимаем единодушные решения, которые отвечают интересам всех. Во-первых, это исключение из основных критериев мониторинга оценки, связанной с площадями учебного заведения. Это сделано, потому что на прошлых этапах мы уже максимально использовали этот показатель и отсекли от системы высшего образования те филиалы и вузы, которые не обладали достаточным имущественным фондом для обеспечения качественного образования. Также это решение обоснованно в связи с бурным развитием систем дистанционного, открытого образования.

Во-вторых, мы добавили показатель заработной платы преподавателей. Это важный фактор качества образования. От уровня заработной платы преподавателя зависит его квалификация и способность вуза привлечь высококачественных специалистов, а также уровень работы руководства вуза в целом. Также мы изменили подход к формированию критерия по трудоустройству, который вызывал замечания. Данный критерий в мониторинге 2015 года будет работать в полную силу.

— Оценку работы Крымского федерального университета вы тоже включите в мониторинг?

— Университет юридически и фактически начнет работу с 1 января 2015 года, но действительно он не будет оцениваться по результатам мониторинга, хотя всю необходимую информацию в открытую для всех базу данных, как и все остальные вузы, будет представлять. Оценивать работу этого вуза и сравнивать его с другими мы в ближайшие несколько лет не будем в силу сложившейся ситуации и предыстории этого вопроса.

— Вами было подготовлено предложение по повышению стипендий для студентов. Для хорошистов повысят на 18%, а для учащихся старших курсов за внеурочные достижения предлагается поднять до 20%. С чем это связано?

— Мы считаем, что уровень стипендиального обеспечения у нас недостаточен. Если мы берем среднюю или минимальную стипендию, то она не устраивает студентов, так как на нее невозможно прожить. Тем не менее это важная мера социальной поддержки, и мы не только не планируем от нее отказываться, но и постоянно предлагаем увеличить объем стипендиального фонда. Сейчас всё в большей степени сами вузы могут принимать решения о поддержке отдельных категорий студентов, причем при этом обязательным является учет мнения студсоветов, и у нас есть стипендии в вузах, которые составляют и 10 тыс., и 15 тыс. рублей, а то и больше. В сегодняшней непростой экономической ситуации мы предложили правительству проиндексировать стипендиальный фонд на следующий год в тех параметрах, о которых вы сказали.

— А сильно ли пострадал бюджет на образовательную сферу в связи с всеобщим сокращением бюджета?

— Я бы не сказал, что это сильное сокращение. В соответствии с теми решениями, которые есть на сегодняшний день, многие наши программы сокращены на 10%. Это не окажет критического влияния на качество образования или количество бюджетных мест для студентов. Всё будет в тех параметрах, которые мы запланировали, но по каким-то программам развития уровень поддержки наших университетов придется сократить. Мы рассчитываем, что в начале или середине 2015 года, если экономическая ситуация будет улучшаться, мы сможем восстановить эти потери и вернуться к тем объемам финансирования высшего образования, которые были запланированы в середине 2014 года на период 2015–2017 годов.

Комментарии
Прямой эфир