Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Метрополитену прописали дезинфекцию

Разработаны новые правила эксплуатации подземки; в числе тех, кто может получить крупные тендеры по обеззараживанию, — компания, входящая в «Роснано»
0
Метрополитену прописали дезинфекцию
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Роспотребнадзор подготовил проект ведомственного постановления, утверждающего санитарные правила эксплуатации метрополитенов. Документ, с которым ознакомились «Известия», предусматривает обеззараживание воздуха на станциях и в вагонах, а также поверхности движущихся поручней эскалаторов. В метро в целом станет безопаснее с этой точки зрения — лимит по опасным микробам ужесточен, снижен почти вдвое. В числе производителей подобного гигиенического оборудования — «Аэролайф», портфельная компания «Роснано».

В соответствии с документом поверхности движущихся поручней эскалаторов должны оборудоваться обеззараживателями. Приборы следует устанавливать также в вагонах, на станциях и переходах метрополитена, если там используется рециркуляция воздуха (это повторное использование отработанного внутреннего воздуха путем смешивания его с наружным воздухом; рециркуляция производится в основном с целью экономии тепловой энергии в холодный и переходный периоды года). В соответствии с действующими указаниями Минздрава воздух обеззараживается путем воздействием ультрафиолетового бактерицидного облучения с длиной волны в интервале от 205 до 315 нм.

Кроме того, если сравнивать проект от Роспотребнадзора с действующими санитарными правилами эксплуатации метрополитенов, которые работают с июня 2003 года, то предполагается снизить предельно допустимое количество стафилококков и стрептококков, содержащихся в воздухе, — со 100 до 60 КОЕ/м3 (КОЕ — колониеобразующая единица). Попутно УФ-излучение способно справиться с вредоносных микроорганизмами, которые способны переносить вирусы туберкулеза, менингита, гриппа, ОРВИ и пр.

Еще в 2005 году главный государственный санитарный врач столицы Николай Филатов говорил об идее оборудовать ультрафиолетовыми обеззараживателями воздуха все станции московского метрополитена. Как указывал он тогда, устройства, излучающие губительные для бактерий ультрафиолетовые лучи, станут устанавливать в вентиляционных сооружениях, через которые воздух поступает в подземку. Филатов назвал даже конкретный срок, к которому планируется оснастить все станции, вестибюли, межстанционные переходы и производственные помещения такой системой, позволяющей значительно снизить риск распространения в метро заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, — 2007 год. Как подчеркивал Филатов, специальные исследования показали, что лучи обеззараживателей никак не влияют на здоровье людей.

В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» сообщили, что в курсе проекта правил от Роспотребнадзора и в настоящий момент готовят собственные предложения по теме. В октябре 2014 ГУП объявил тендер на новые составы для метро на сумму 133 млрд рублей, и комментируя эту новость, глава предприятия Дмитрий Пегов заявлял, что вагоны будут оснащены кондиционерами с обеззараживателями. Роспотребнадзор от комментариев для этой заметки отказался.

Традиционные ультрафиолетовые «кварцевые лампы» до сих пор используются в медучреждениях, но открытые источники ультрафиолета вредны сами по себе для глаз и кожи. Кроме того, после работы таких аппаратов в воздухе повышается содержание озона (озон в больших дозах негативно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы). Опрошенные производители современных систем обеззараживания воздуха говорят, что  говорят, что текущий уровень технологий позволяет использовать обеззараживатели в присутствии человека.

Вообще четко определить сейчас круг производителей или поставщиков техники (подходящей для инсталляции под полотном эскалатора и в крыше вагонов метро), которым особенно выгодно предложение Роспотребнадзора, довольно трудно. Как рассказал «Известиям» Игорь Лесников, представитель липецкого ООО «Научно-медицинская фирма «Амбилайф» (производит технику для обеззараживания воздуха), сейчас такие воздухоочистительные аппараты работают по принципу принудительной циркуляции воздуха через камеру с ультрафиолетовым излучением и к тому же не являются источником озона.

Подобные устройства сегодня используются в детских садах, школах, косметологических учреждениях, салонах красоты и проч. Стоимость обеззараживателей колеблется от нескольких десятков тысяч до миллиона и выше и зависит от объема воздуха, который необходимо будет обеззараживать, а также от применяемой технологии. «Амбилайф» принадлежит липецкому предпринимателю Михаилу Старкову; рентабельность, исходя из данных базы СПАРК, довольно высокая: выручка за 2013 год — 28,3 млн рублей, чистая прибыль — 12,5 млн рублей.

Руководитель и совладелец компании «БиоТех» (поставщик обеззараживающей техники европейских производителей, выручка за 2013-й — 93,4 млн рублей, чистый убыток — 126 тыс. рублей) Олег Бадриддинов отметил, что применение обеззараживателей становится все более актуальным, особенно в местах большого скопления людей. По его словам, сейчас есть такие аппараты, которые можно использовать не только в вагонах поездов, но также на станциях, где предстоит обеззараживать воздух в больших объемах. Правда, добавил он, по СанПиНу для установки таких приборов должно быть отдельное довольно обширное пространство. И если при строительстве новых станций его можно будет предусмотреть, то на старых предстоит искать какие-то пути решения.

Разработкой и производством профессиональных систем очистки и обеззараживания воздуха занимается компания «Аэролайф». 45% в уставном капитале этой фирмы, который составляет 1 млн рублей, принадлежит «Роснано», — госкомпания для развития нанотехнологий, председателем правления ООО «УК «Роснано» является Анатолий Чубайс. Финпоказатели «Аэролайфа» недоступны, но эта компания в рамках госконтрактов уже поставляла очистители-обеззараживатели воздуха в московские больницы. Оперативный комментарий представителей компании получить не удалось. В числе претендентов на контракты можно также назвать также петербургскую компанию «Промышленные системы УФ-обеззараживания» (принадлежит Владимиру Руди и Максиму Скорлупкину), которая специализируется на разработке оборудования для обеззараживания воздуха и воды ультрафиолетовыми лучами.

Проект новых правил чистоты в метро касается всех семи действующих метрополитенов: Москва (запуск состоялся в 1935 году), Санкт-Петербург (1955), Нижний Новгород (1985), Казань (2005), Самара (1987), Екатеринбург (1991), Новосибирск (1986). Эксперты говорят, что текущий уровень гигиены российского подземного транспорта вполне конкурентоспособен.

— Подобных рейтингов гигиены не существует, но по личному опыту могу сказать, что российские метрополитены и в частности московское метро не уступают по чистоте подземкам из развитых стран, — говорит основатель ресурса Mirmetro.net Дмитрий Аксенов. — Насчет эскалаторов и поручней не возьмусь говорить, но вагоны у нас моют ежедневно, раз в неделю — специальным обеззараживающим составом. На станциях полы, как вы видите, не просто шампунем моют, а с опилками: вредная пыль так лучше собирается. Берлинское метро, конечно, чистейшее, в Нью-Йорке составы моют тщательно, а вот на станциях грязно. Ну, не сравнивать же наше метро с подземкой итальянского городка Катания с населением в 300 тыс. человек — а если искать аналоги по загруженности, то метро Мехико не идет ни в какое сравнение с московским метро по чистоте.

Комментарии
Прямой эфир