Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Происшествия
В Подмосковье модель из рекламы газировки задержали с килограммом кокаина
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
В Сочи задержали рейс из-за попытки захвата самолета
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека

ЛДПР требует снизить долги регионов перед федеральным бюджетом

Депутаты намерены изменить Бюджетный кодекс, зафиксировав в нем «справедливый» размер ставки по бюджетным кредитам для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
0
ЛДПР требует снизить долги регионов перед федеральным бюджетом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутаты ЛДПР предлагают «ослабить пояса» тем дотационным регионам, которые не справляются со своими финансовыми обязательствами перед федеральным бюджетом. Предполагается, что низкая ставка по государственному кредиту сможет облегчить нагрузку на региональные бюджеты. 

Председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов и зампред Государственной думы, руководитель высшего совета партии Игорь Лебедев подготовили законопроект, который предусматривает изменения в Бюджетный кодекс. В частности, речь идет об установлении с 2015 года порядка предоставления бюджетных кредитов для покрытия кассовых разрывов, предусматривающего погашение не только величины самого кредита, но и выплаты определенной платы за его пользование. Народные избранники убеждены, что необходимо со следующего года установить в Бюджетном кодексе ограничение, когда государственные кредиты будут предоставляться по ставке не более 0,1% от величины кредита, а также пересмотреть все имеющиеся у регионов соглашения о кредитах так, чтобы плата по ним не превышала 0,1%. (Ставка государственного кредита для субъектов РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете и до лета 2014 года составляла в среднем 3%.)

По словам Ярослава Нилова, сейчас большинство регионов РФ находятся в долговой яме, а принимаемая мера позволит субъектам начать развиваться.

— У нас практически все субъекты дотационные. У всех есть очень большой государственный долг. Причем его необходимо обслуживать, то есть выплачивать проценты. Поэтому когда из федерального центра в виде субсидий приходят дополнительные средства, основная масса этих средств идет на погашение госдолга. Соответственно, экономика региона не развивается. Например, могу сказать про Смоленскую область — губернатору Алексею Островскому в свое время достался очень большой государственный долг, и все деньги, которые приходят, в общей своей массе уходят на его погашение. И этот вопрос волнует абсолютное большинство субъектов РФ, — уверен законодатель. 

С лета 2014 года процентная ставка по государственным кредитам была определена в размере 0,1%. Инициаторы законопроекта предлагают зафиксировать ее в этом размере, а также распространить на займы, взятые до нынешнего года, об этом рассказал Игорь Лебедев.  

— Летом текущего года мы приняли изменения, по которым ставка кредитов для субъектов из федерального бюджета стала 0,1%. При этом все кредиты, выданные до этого момента, остались по 3%. У нас большинство субъектов в стране дотационных. Живут за счет помощи от государства в виде подобных кредитов. Однако высокий процент кредита не позволяет субъекту вылезти из долговой ямы. А новые займы, которые они берут, тратят на погашение процентов. Раз мы приняли новую ставку, то предлагаем с 1 января 2015 года  снизить ставку ранее выданных кредитов, а также закрепить это законодательно, — отметил парламентарий.

По словам законодателей, предлагаемая мера — это реальное оздоровление социально-экономической ситуации регионов.

— Потому что федеральный бюджет дефицитный. Прогнозируемая стоимость нефти в бюджете заложена чуть менее $100 за баррель. А мы видим цену сегодня $85, — подчеркивает Нилов. 

Если поправки будут приняты, то это благоприятно скажется на ситуации в регионах, считает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

— В настоящее время, когда многие регионы оказываются в трудной финансовой ситуации, это было бы существенным подспорьем для решения острых проблем, — заявил он «Известиям».

Экспертное сообщество к инициативе депутатов отнеслось неоднозначно. Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов считает, что замораживанием ставки государственного кредита проблему не решить.

— Я считаю, что здесь нужно очень внимательно просчитать разные, в том числе политические, последствия. Дело в том, что до начала 2000-х годов у нас был достаточно негативный опыт выдачи бюджетных ссуд, которые предоставлялись вообще безвозмездно. Они были возвратными, но не подразумевали никаких процентов. Это вызывало негативные моменты в виде неких иждивенческих настроений. То, к чему призывают сейчас, — это примерно то же самое. Если реальная процентная ставка будет 0,1%, то реально это будет просто ссуда, — отметил эксперт. — В логике депутатов есть рациональное зерно, связанное с тем, что нужно вывести регионы на безубыточность. Но эти меры должны сочетаться с какими-то другими, связанными со снятием с регионов непосильных для них обязательств, которые вынуждают их, особенно сейчас, в условиях стагнирующей экономики, влезать в новые долги. Пока этой комплексности не видно.

Научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей также отмечает, что мера, предлагаемая депутатами, сможет немного поправить положение российских регионов, но не решить их проблемы.

— Эта мера вынужденная. Она временно позволит частично приостановить рост долгов регионов. Однако стратегически очевидно, что такого рода регулированием в целом процесс не остановить и необходима другая финансовая система отношений регионов и федерального центра, — пояснил экономист. — Нужна форсированная индустриализация, которая будет давать возможность регионам зарабатывать. То есть всё, что предлагается, — это из системы оптимизации расходования того, что есть. А регионам нужно просто больше зарабатывать, и это — задача федерального правительства.

Согласно статистике, общий долг субъектов РФ и муниципальных образований увеличился в 2013 году на 26,9% и составил на конец года 2 трлн рублей. О необходимости принятия мер по решению сложной ситуации говорит и неблагоприятная тенденция, которая сформировалась в последние годы: в 2013 году 44 субъекта имели долг свыше 50% от доходов региона, а в 2012 году субъектов с аналогичной суммой долга было чуть более одной трети. 

27 октября законопроект будет направлен в правительство Российской Федерации для получения заключения.

Комментарии
Прямой эфир