Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

«Белое» рейдерство предлагают сделать уголовно наказуемым

Законодатели планируют ввести в УК РФ ответственность за злоупотреблением правом с целью получения контроля над предприятием
0
«Белое» рейдерство предлагают сделать уголовно наказуемым
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутат нижней палаты парламента и глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект изменений в Уголовный кодекс РФ. Поправки будут касаться введения новой уголовной статьи, которая определит ответственность за приобретение права на активы юридического лица в результате целенаправленного злоупотребления правом. Сам этом метод зачастую называют «белым» рейдерством, когда лицо сознательно использует закон для временного ухудшения экономической и финансовой стабильности предприятия, препятствования работе юридического лица, удешевления его акций, использует недостатки в уставе предприятия с целью завладения его активами путем формально законных методов, но с целью отбора имущества.

По мнению парламентария, наказанием за подобное преступление должно быть лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

На сегодня понятие злоупотребление правом можно встретить лишь в ст. 10 ГК РФ «Пределы осуществления гражданских прав». Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».

— Сейчас в Госдуме готовится новый УК, и мы также готовим свои предложения, в том числе есть предложение и по установлению специальной статьи по «белому» рейдерству. За это необходимо определенное уголовное наказание. К сожалению, эта проблема с перераспределением собственности часто возникает не только в бизнесе, но и в политике, когда меняется власть на местах. Приходит, например, новый мэр, и его команда, злоупотребляя полученным правом, начинает «отжимать», — сказал Соловьев. — И для того, чтобы эту несправедливость выявить и установить, нужны жесткие меры, в том числе и уголовная ответственность вплоть до 5–7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Ответственность за открытое рейдерство различными статьями закона у нас предусмотрена, а «белое» рейдерство, которое составляет цепочку формально законных действий, но в корне имеющее своей целью захват собственности, пока отдельного наказания не получило. Общество должно осознать эту проблему, что она существует и приобретает серьезный масштаб в нашей стране.

Одним из ярких примеров обвинения в злоупотреблении правом с целью получения контроля над предприятием стали противоречия бывшего крупнейшего акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова с белорусскими властями из-за попытки Керимова установить контроль над крупнейшей республиканской компанией «Беларуськалий».

Летом прошлого года в результате разрыва партнерства «Уралкалия» с «Беларуськалием» и сознательного, как посчитали белорусские следственные органы, обвала цен на калийные удобрения республиканское предприятие лишилось крупных доходов, его работа оказалась под угрозой, хотя прямого нарушения закона в действиях «Уралкалия» не было. В Белоруссии посчитали, что таким образом российский олигарх хочет значительно понизить стоимость предприятия, сделать его работу неэффективной и вынудить власти продать ему одно из крупнейших калийных предприятий в мире.

В результате этих событий в Минске был задержан, а в дальнейшем передан России гендиректор «Уралкалия»Владислав Баумгертнер, а на самого Керимова было возбуждено уголовное дело по обвинению в организации злоупотребления властью и служебными полномочиями (п. 4 ст. 16 и  ч. 3 ст. 424 УК Белоруссии).

Заслуженный экономист России Евгений Гольдфайн заявил «Известиям», что злоупотребление правом с целью завладения имуществом, или белое рейдерство, является одной из самых значимых проблем страны, хоть и не является самой масштабной. По его мнению, решение этой проблемы напрямую будет влиять на инвестиционный климат в России. 

— Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда ресурсов в стране не хватает, а между тем все больше и больше людей причисляют себя к элитам. И, конечно, бегство капитала носит сейчас очень серьезный характер, по разным экспертным оценкам, это до $80 млрд в год. Если будет реальная защита от «административного рейдерства», которая нужна не только людям с большими деньгами, но в большей степени — среднему классу, представители которого не имеют административных, финансовых ресурсов и просто подходящей родословной для сохранения своего бизнеса, то, возможно, этот поток сможет сократиться, — считает экономист.

Председатель партии «Народ против коррупции» Григорий Анисимов рассказал, что в последние годы рейдерство из сферы большого бизнеса спускается вниз — в региональные компании, в средний и даже малый бизнес.

— Доходность рейдерского бизнеса огромна. Потратив на захват 1 млн, рейдер получает до 40 млн прибыли. Под угрозой сегодня — любое предприятие, рыночная стоимость активов которого превышает $5 млн, а среднегодовой доход достигает $10 млн, — считает он. — Особенно беззащитны небольшие фирмы, владеющие объектами недвижимости: это лакомый кусок для рейдеров, а в малых предприятиях нет штата прожженных юристов, которые бы в условиях непроработанного законодательства вырабатывали стратегию противодействия захвату.

Жертвой такого захвата, по словам Анисимова, однажды стал и он сам, когда основанный им и его партнером ООО «Бизнес-парк» приобрел один из недостроев в центре Москвы.

— После этого меня стали выдавливать из компании. Метод был избран очень оригинальный, который наверняка войдет в анналы рейдерских приемов: назначались внеочередные собрания акционеров, о которых меня уведомляли странными почтовыми отправлениями без номеров и указания отправителя, которые потом фигурировали как якобы полученные мною лично, хотя роспись о получении — не моя, — рассказал он.

Глава Московской коллегии адвокатов Андрей Князев, в свою очередь, заметил, что составить содержательную часть статьи за «белое» рейдерство будет достаточно трудно, чтобы не задеть другие механизмы экономической жизни.

— На мой взгляд, очень трудно продумать эту статью так, чтобы ее не стали привязывать и к случаям поглощений компаний, абсолютно естественных и не противозаконных экономических приемов, — считает адвокат.

В экономическом законодательстве развитых стран можно встретить разные варианты законов, направленных против агрессивного слияния и поглощения предприятий с использованием законных средств. В США в 1968 году был принят Закон Уильямса, согласно которому фирма, намеревающаяся поглотить другое предприятие, должна публично об этом заявить. Во Франции действует закон о торговых товариществах 1966 года и декрет о торговых товариществах 1967 года, которые направлены на защиту французских предпринимателей от проявлений рейдерства в разных вариациях. В Великобритании с 2003 года действует так называемый Enterprise Act, который позволяет кабмину вмешиваться в процессы слияний и поглощений, если тот или иной случай представляет собой «исключительный интерес для общества».

Комментарии
Прямой эфир