Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Белоруссии выразили надежду на возобновление переговоров РФ и Украины
Мир
Политолог Вароли рассказал о давнем участии солдат НАТО в конфликте на Украине
Армия
«Уралвагонзавод» отправил ВС РФ эшелоны танков Т-90М
Происшествия
В Ярославской области в ДТП погибли трое взрослых и один подросток
Общество
Психолог рассказала о вреде четырехдневной рабочей недели
Мир
В КНДР заявили о превращении британского оружия ВСУ в «горящий металлолом»
Общество
Правоохранители провели обыск у журналистки Надежды Кеворковой
Армия
В парке «Патриот» открыли памятник письмоносице времен Великой Отечественной войны
Армия
Артрасчет «Гиацинт-Б» ВДВ уничтожил самоходку и буксируемую гаубицу ВСУ
Мир
СМИ сообщили о начале эвакуации ЦАХАЛ мирных жителей из Рафаха в секторе Газа
Армия
Российский снайпер рассказал о ликвидации боевика ВСУ в каске с эмблемой СС
Происшествия
При пожаре в частном жилом доме в Пензенской области погибли три человека
Мир
В Италии предрекли обрушение обороны Украины после взятия силами РФ Очеретино
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая

А дальше — тишина

С уходом Юрия Любимова завершилась эпоха великого советского театра
0
А дальше — тишина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На 98-м году скончался легендарный российский режиссер, народный артист СССР Юрий Любимов.

Юрий Любимов еще при жизни вошел в учебники театральной истории. Театр Любимова — это отдельная эпоха, как искусство Эфроса, Товстоногова, Гончарова. Он был последним островом Атлантиды великого советского театра. 

Ставшее нарицательным слово «Таганка» всегда ассоциировалось с духом свободомыслия, песнями Высоцкого, дерзким политическим фрондерством, хотя сам Юрий Любимов считал, что всю жизнь имел дело не с политикой, а с эстетикой. 

— Я занимался расширением палитры, искал новые краски в работе с пространством, со стилем, —  рассказывал он недавно на праздновании своего 95-летия, которое проходило уже не в родной Таганке, а на сцене Вахтанговского театра. 

В этих стенах он начинал свой творческий путь в качестве актера — играл Олега Кошевого, Сирано де Бержерака, Ромео (с Джульеттой-Целиковской, ставшей затем его женой), Бенедикта в шекспировской комедии «Много шума из ничего», пушкинского Моцарта — всего более 30 ролей. 

Но настоящего Любимова зрители узнали почти 20 лет спустя, когда он поставил «Доброго человека из Сезуана» со студентами Щукинского училища, которые и составили ядро новой труппы Театра на Таганке. Пьеса Брехта взорвала театральную Москву не только смелыми политическими аллюзиями, но и непривычной эстетикой прямого, почти публицистического высказывания.

Потом были знаменитые поэтические спектакли: «Антимиры» Вознесенского, «Послушайте!» по Маяковскому, «Павшие и живые», смелые инсценировки Горького, Чернышевского, Федора Абрамова и Юрия Трифонова. На Таганке был впервые поставлен опальный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Высоцкий рвал связки и душу в ролях Галилея и Гамлета. 

В Москве этот театр был на особом счету. В эпоху дефицита билеты на Таганку были самой твердой валютой. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли в очередях ночами, жгли на улицах костры. Немудрено, что Любимову не простили свободомыслия и влияния на умы современников. В 1984 году режиссер, находившийся в Лондоне, узнал, что лишен гражданства СССР, и путь на родину ему закрыт. Сам Любимов пострадал от этого решения меньше, чем наш театр. 

Юрия Петровича с распростертыми объятиями встретили лучшие сцены мира: он работал в «Ла Скала» и «Ковент-Гарден», по приглашению Ингмара Бергмана ставил в Стокгольме «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», его «Бесы» и «Преступление и наказание» с небывалым успехом гастролировали по всей Европе. Режиссеру предложили гражданство Израиль и Венгрия, где он и встретил свою будущую жену и помощницу Каталин Кунц. 

В перестроечном 1989-м Любимов вернулся в Россию триумфатором. Ему возвратили гражданство, восстановили в репертуаре запрещенные спектакли. Но в труппе театра назрел раскол: часть актеров решила остаться с новым руководителем Николаем Губенко, а часть вернулась к Любимову. С этого «развода» начался конец старой Таганки, но не конец творчества Любимова. 

Поставив несколько мощных эпических спектаклей — «Живаго» Пастернака, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Шарашку» Солженицына, режиссер изобрел новый универсальный жанр поэтического бриколажа, в котором были сделаны все его последние работы на Таганке, в том числе «Суф(ф)ле», «Сказки», «Арабески». 

Отношения с актерами у Любимова складывались трудно. Режиссер-демиург, режиссер-диктатор, он не терпел в театре демократии и устанавливал свои правила игры. Актеры бунтовали. Ситуация накалилась до предела в июне 2011-го, и Юрий Любимов ушел из созданного им театра. Но не сдался, не перестал работать. 

За год он успел выпустить в Вахтанговском театре «Бесов» Достоевского — строгую четырехчасовую фреску, которая, казалось, открыла еще один этап в его творчестве. Вновь обратился к оперной режиссуре, приняв заказ на постановку «Князя Игоря» в Большом театре.

Осиротевший Театр на Таганке вроде бы тоже начал новую жизнь, стал приглашать разных режиссеров, но при этом сразу потерял собственное лицо. Потому что Любимов, создав свой неповторимый стиль и воспитав целую плеяду превосходных актеров, тем не менее не оставил достойных преемников. Его театр был авторским, уникальным, и секрет своего небывалого творческого долголетия Мастер унес с собой.  

Комментарии
Прямой эфир