Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Банки обяжут выявлять владельцев иностранных трастов

Законопроект, разработанный Росфинмониторингом, направлен на борьбу с легализацией преступных доходов
0
Банки обяжут выявлять владельцев иностранных трастов
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Банки в скором времени должны будут выявлять конечных владельцев иностранных трастов, созданных российскими компаниями и гражданами. Соответствующий законопроект разработал Росфинмониторинг. Поправки вносятся в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Причина, по которой финразведка озаботилась данным вопросом, — широкое применение трастовых структур для отмывания денег в сочетании с использованием их учредителями услуг российских банков.

Как пояснили «Известиям» в ведомстве, сейчас антиотмывочное законодательство не регулирует отношения между банками и иностранными юридическими образованиями (трастами), которые не являются юридическими лицами в РФ. Законопроект, разработанный Росфинмониторингом, направлен на устранение данного пробела.

Траст — это система отношений, при которой имущество, изначально принадлежавшее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего), но доход от него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателем) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль управляющего, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя. Российской правовой системе понятие траста несвойственно, то есть создание трастов регламентируется иностранным правом.

В Росфинмониторинге поясняют, что иностранные трасты и другие подобные образования с высокой вероятностью могут использоваться для легализации преступных доходов и для финансирования деятельности террористов. Как правило, трастовые компании в ряде юрисдикций (Багамские, Бермудские, Каймановы, Нормандские острова, Гибралтар, Гонконг, остров Мэн и другие) имеют право не раскрывать своих бенефициаров, называя лишь формальных собственников. Деньги, поступающие на счета трастов, теряют привязку к конкретным людям и могут использоваться неофициально. Траст предоставляет анонимность, при которой одно и то же лицо может быть учредителем и выгодоприобретателем, тем самым получая всю выгоду от имущества, но скрывая его от кредиторов.

— На банки предлагается возложить обязанность идентифицировать иностранные юридические образования и их бенефициарных владельцев при приеме на обслуживание и во время обслуживания, — отметили в Росфинмониторинге.

В частности, указанные организации должны будут устанавливать наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения иностранного юридического образования, а также сведения о структуре его собственности.

В отношении российских компаний и физлиц банки такой работы не проводят. По компаниям они устанавливают ИНН, государственный регистрационный номер, место регистрации и адрес местонахождения. В отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты удостоверения личности, ИНН. Несмотря на то что обязанность выявлять бенефициаров клиентов у банков появилась в 2013 году, четко установленного порядка по их выявлению нет.

По словам начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, банки могут выявлять конечных бенефициаров фактически двумя способами: получение данных из анкет, которые заполняют клиенты, и собеседование с самим клиентом.

— Первое — это основной способ, потому что крупные банки физически не могут встретиться с каждым клиентом для беседы с ним, понимания сути его бизнеса и оценки того, кто стоит за таким бизнесом, — говорит Голубев. — Поэтому отбираются более или менее крупные (значимые) клиенты для дальнейшей работы с ними. Критерии значимости клиента каждый банк определяет самостоятельно. В случае если клиент попадает в выборку или данные его анкеты требуют дополнительной проверки (например, в качестве учредителей указаны иностранные, особенно американские, лица), с клиентом встречается менеджер банка, который уточняет вопросы, в том числе о фактических бенефициарах.

Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, идентификация бенефициарных владельцев идет непросто — клиенты зачастую крайне неохотно реагируют на запросы банка о конечных владельцах компании.

— Установление и идентификация бенефициаров действительно дело затратное как по времени, так и материально: потребовалась разработка новых форм документов, корректировка уже имеющихся, доработка программного обеспечения, — говорит Багатова. — У клиентов вопросы о контролирующих лицах и владельцах восторга не вызывают, и банковским служащим требуется дополнительное время на разъяснения и убеждение клиента в необходимости предоставления запрашиваемых сведений и документов.

По словам Голубева, выявление бенефициаров для банков затруднено по объективным причинам.

— Даже если банк найдет конечного собственника — физическое лицо, это не означает, что он нашел конечного бенефициара, потому что даже физическое лицо может действовать не в своих интересах, а в интересах иного субъекта, и в России это совсем не редкость, — говорит Голубев. — Поэтому надо понимать, что фактический бенефициар может не совпадать с юридическим бенефициаром и раскрытие первого — это иногда только добрая воля клиента.

Как отмечает председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин, банки направляют в Росфинмониторинг информацию о бенефициарных владельцах по запросу ведомства.

При проверке предоставленных клиентами сведений о бенефициарах банки пользуются информацией из открытых источников (интернет), а также коммерческими базами данных (СПАРК, иностранные Factiva, World Compliance, World-Check и пр.), деятельность которых не регулируется. Сервисы на сайте Федеральной налоговой службы не позволяют получить информацию о бенефициарах. НСФР предлагал создать государственную базу бенефициаров, но пока вопрос с этим не решен. Однако в решении проблемы выявления банками бенефициаров наметились сдвиги — в правительстве на обсуждении, как рассказал Емелин, находится законопроект Росфинмониторинга, по которому юрлица при регистрации должны предоставлять сведения о бенефициарах и те должны включаться в ЕГРЮЛ.

По словам банкиров никаким публичным документом выявить конечных бенефициаров невозможно. Поэтому в абсолютном большинстве случаев опираться приходиться на ту информацию, которую дает сам клиент.

По мнению Багатовой, инициированные Росфинмониторингом изменения в 115-ФЗ связаны с отсутствием иностранных юридических образований в качестве объектов применения противолегализационных мер, а также сведениями об использовании услуг таких компаний коррумпированными лицами.

— Есть основания предполагать, что выявление бенефициаров иностранных трастовых компаний будет еще более сложным, чем установление конечного владельца «простого» клиента, учитывая затруднения с проверкой информации, — считает Багатова. — Впрочем, добросовестные клиенты, которые дорожат деловыми взаимоотношениями с обслуживающим банком, всегда заинтересованы в предоставлении запрашиваемых сведений и их источников оперативно и в полном объеме.

По мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчего, кредитные организации не должны выполнять не присущие им функции детективов.

— Дорогостоящий поиск информации о конечных бенефициарах приведет к росту стоимости банковских услуг для клиентов, — считает Осадчий. — Если обязанность по выявлению конечных бенефициаров будет все-таки возложена на банки, вырастут их риски в связи с возможными санкциями за ошибочную идентификацию.

Комментарии
Прямой эфир