Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Подполье сообщило об ударе ВС РФ по порту города Южный в Одесской области
Мир
ЦАХАЛ обнаружила в Газе тела Шани Лук и еще двух заложников
Мир
МИД РФ пригрозил Эстонии ответом на изъятие российских активов
Мир
Директор канадской разведки рекомендовал жителям страны не пользоваться TikTok
Общество
Владимир Тюлин осудил запрет ЕС на вещание «Известий» и других СМИ РФ
Мир
МИД РФ назвал опасным шагом санкции США против центра МВД РФ в Никарагуа
Общество
Кинолог дал советы по помощи пострадавшей из-за догхантеров собаке
Мир
Полиция Ирана сообщила о задержании более 250 «сатанистов»
Недвижимость
Застройщики оценили последствия отказа от малогабаритных квартир
Авто
АвтоВАЗ решил главную проблему с подвеской Lada Largus
Экономика
Yandeх N.V. закрыла первый этап сделки по продаже бизнеса в России
Экономика
Эксперт оценил инициативу об изменениях в предоставлении проектного персонала
Политика
Политолог указал на бесполезность саммита в Швейцарии без Путина и Байдена
Армия
Российские военные взяли в плен группу солдат ВСУ в ходе зачистки под Харьковом
Общество
Власти Новороссийска сообщили о штатной работе предприятий после атаки дронов ВСУ
Мир
В МИД Китая заявили о взаимной поддержке РФ и КНР в сфере защиты суверенитета
Мир
Мэр Тбилиси назвал неприемлемым тон США в разговоре с Грузией

Игра в города

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, что может, а что не может помочь решить перемещение центральных органов власти
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В бурном море наших общественных дискуссий, где всякая инициатива, исходящая от представителей власти, даже самая невинная, рискует оказаться под градом ожесточенных нападок и язвительных насмешек, есть островок относительного спокойствия и благожелательности. Существует целый класс государственных идей, значимых как в символическом, так и в финансовом отношении, которые не вызывают особой аллергии ни у правых, ни у левых, ни у ура-патриотов, ни у «национал-предателей». 

К этому классу относятся любые предложения, направленные на вытеснение федеральных чиновников из Москвы — от переселения отдельных министерств до полного переноса столицы. 

Объяснить этот феномен можно двумя причинами, хорошей и плохой. 

Хорошая причина состоит в том, что сверхконцентрация власти и денег в Москве раздражает подавляющее большинство граждан, включая и самих москвичей: тут у нас полный консенсус поверх всех барьеров. 

Есть, однако, и плохая причина: какие бы дерзновенные планы ни выдвигала власть, все мы понимаем, что чиновничье сопротивление может длиться сколь угодно долго и пережить самого упрямого осла и самого здорового падишаха, так что зачем раньше времени спорить о воздушных замках? 

Вспомним историю с переездом парламента. Сперва депутатов и сенаторов хотели переселить в «новую Москву» (кажется, ее для того и выкраивали из Московской области), потом потенциальные переселенцы как-то замялись: мол, согласны на новые хоромы, но только с видом на Кремль. Теперь вроде бы решили «ни нашим, ни вашим»: парламентский центр собираются строить в Нижних Мневниках, хотя логичнее было бы разместить там только нижнюю палату, а верхнюю отправить все-таки в Верхние Мневники. И я отнюдь не уверен, что это конец сериала. 

В этой обстановке разговоры о полном или частичном переносе столицы превращаются в расслабленную интеллигентную игру в города. 

— Тверь?

— Годится, принято.

— Тогда, может быть, Рязань?

— Тоже ничего.

— А как вам Нижний Новгород?

— Прекрасная идея. А что у нас интересного есть на Д?

— Да давайте уже хоть что-нибудь хоть куда-нибудь перенесем! 

В феврале этого года мне довелось благосклонно писать о предложении Дмитрия Медведева переселить ряд федеральных органов власти и госкомпаний на Дальний Восток. Тогда было дано поручение в течение месяца подготовить конкретный список, но… с тех пор эта тема в новостях больше не всплывала. 

Нет причин не поддержать и нынешнюю идею Владимира Путина, которую он высказал на днях на Селигере: «Я считаю возможным и правильным часть каких-то федеральных, центральных органов власти перевести в Сибирь. Допустим, Красноярск является подходящим, на мой взгляд, для этого местом». 

И во Владивосток — хорошо, и в Красноярск — тоже хорошо. Хотя в наших географических условиях «допустим, Красноярск» означает «Красноярск плюс-минус тысяча километров», то есть это может быть не только Красноярск, наша алюминиевая столица, но и колчаковская столица Омск, и научная столица Новосибирск, и байкальская столица Иркутск. Прекрасные, достойные города; почему бы не отписать им по министерству-другому? 

Как бы ни упирались чиновники, технических препятствий для создания «пространственно-распределенной столицы» не существует. При современном уровне транспорта и связи страной можно управлять хоть из Урюпинска, хоть из Сухобезводного. И даже фантазия Владимира Войновича о руководстве страной с околоземной орбиты больше не выглядит ни утопией, ни антиутопией: всё это можно хорошо и удобно устроить. 

Другое дело, что не стоит возлагать на это слишком больших надежд. Не стоит впадать в административный мистицизм и смотреть на федеральных чиновников как на волшебных существ, которые автоматически, сами по себе приносят процветание, людские и денежные потоки всякому краю, в котором они соблаговолят поселиться. 

Такая логика удивила бы и Салтыкова-Щедрина: своих генералов он показывает всего лишь эффективными менеджерами найденного ими мужика, но мысль о том, что этого мужика они своим же присутствием и сгенерировали, показалась бы ему слишком смелой. 

Многим московским начальникам было бы полезно подышать здоровым сибирским воздухом, но ведь в том же Красноярске есть и свои, местные генералы. Почему бы не дать им больше прав и ресурсов? 

Наконец, разве нельзя подумать и о каких-то «безгенеральских» способах развития регионов, с опорой исключительно на «мужика»? Было же в старой России множество процветавших уездных городов, которые в чем-то могли затмить и губернский центр.  

Конечно, можно смотреть на вещи проще и воспринимать любую идею передачи столичных функций как предлог для очередного строительного мегапроекта с обильным переливанием денег из одной государственной канистры в другую. 

Еще год назад такой мегапроект можно было бы с большей или меньшей уверенностью вставлять в долгосрочные планы: сегодня у нас Олимпиада, завтра футбол, а послезавтра — субботник по переносу столицы. Но можно ли говорить об этом теперь, когда на страну один за другим посыпались внеплановые мегапроекты? 

Таким мегапроектом стал Крым (в который, кстати, федеральное чиновничество нынче ездит столь охотно, что хоть переноси столицу в Севастополь). Еще одним мегапроектом грозит стать восстановление разрушенного войной Донбасса. Наконец, импортозамещение из-за западных санкций — это отдельный дорогостоящий мегапроект. 

Когда дойдет очередь до Красноярска? Об этом нам не скажет ни осел, ни падишах. 

Путешественник, переезжающий речку Вобля в Московской области, может видеть надпись: «В России три столицы — Москва, Рязань и Луховицы». Луховицы — это столица огурца, но не единственная; на этот титул претендует и Суздаль. Наверное, где-то на Руси есть и столица помидора. 

Каждый город, где люди живут своим трудом, способен почувствовать себя столицей, и к этому не имеет прямого отношения количество расквартированных в нем чиновников и черных машин с мигалками. 

Разгрузить Москву от столичных функций — давно назревшая задача. Переместить центр управления страной поближе и к тем ресурсам, которые нас кормят, и к нашим перспективным азиатским партнерам — разумный управленческий выбор. Но эту достаточно узкую административную задачу не стоит рассматривать как экономическую панацею. 

Комментарии
Прямой эфир