Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

За рекламу спайсов хотят ввести уголовную ответственность

Граффити с номерами телефонов, по которым можно заказать наркотики, перестанут считаться мелким хулиганством
0
За рекламу спайсов хотят ввести уголовную ответственность
Фото: ИТАР-ТАСС/Мария Деркунская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За рекламу спайсов и курительных смесей в виде граффити на асфальте и других поверхностях, а также за аналогичные посты в соцсетях хотят ввести штрафы и уголовную ответственность. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ будут направлены в Госдуму от Мособлдумы. Как рассказала «Известиям» разработчик законопроекта, член комиссии Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Александра Сапа, мерой наказания лиц, занимающихся рекламой и пропагандой спайсов, должен стать штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Сапа сообщила, сейчас за распространение информации о спайсах и возможностях их приобретения действенного наказания не предусмотрено.

— Очень много граффити на асфальте, на стенах и заборах. Сейчас за это с натяжкой можно привлечь по статье КоАП «Мелкое хулиганство», подразумевающей штраф от 500 до 1 тыс. рублей. Эти суммы не компенсируют усилий правоохранительных органов, поэтому пропагандистов никто не ищет, — говорит Сапа. — Рекламируют спайсы в социальных сетях или с помощью визиток возле метро.

Сапа также добавила, что целый ряд антинаркотических статей как КоАП, так и УК содержит список запрещенных веществ, которое не полностью охватывает спайсы, так как не все из них внесены в соответствующий перечень. В связи с этим предлагается дополнить его понятием «синтетические каннабиноиды», подразумевающим уже известные и возможные виды спайсов.

Как рассказала Сапа, наказание за пропаганду наркотиков сейчас подразумевает только КоАП, в котором есть статья 6.13, предполагающая штраф, однако ее формулировка одурманивающих веществ также не охватывает спайсы. 

— Я считаю, что ответственность за рекламу наркотиков должна стать уголовной, чтобы тем, кто этим занималась, грозила судимость. Это именно то звено, с которого начинается их распространение, — считает Сапа.

По ее мнению, ответственность за рекламу наркотиков должна дополнить 228-ю статью УК. Сапа полагает, что размер штрафа от 40 тыс. до 50 тыс. рублей стоит сохранить и в уголовной практике, а его действенность покажет практическое применение. Рабочая формулировка нового пункта в 228-статье звучит так: «Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, синтетические каннабиноиды и их производные, полученные путем химического синтеза веществ, вызывающих одурманивающий эффект влечет наложение штрафа на граждан в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления».

— Механизм, в соответствии с которым будут выявляться нарушители, связан с комплексом мер, направленных также на выявление и самих распространителей, — говорит Сапа. — Например, с помощью камер наружного видеонаблюдения полиция может увидеть, как кто-то наносит граффити с рекламой спайса — за ним необходимо проследить по тем же камерам и, возможно, узнать, где базируются дилеры.

Сапа предполагает, что найти торговцев спайсами, а заодно и их помощников, рекламирующих препараты, возможно также при проведении спецопераций, при которых сотрудники правоохранительных органов выступают в качестве клиентов и ловят злоумышленников с поличным.

При этом она отметила, что за последний год за вовлечение несовершеннолетних  в незаконный оборот и потребление наркотиков в Подмосковье не было возбуждено ни одного дела.

— От спайсов больше всего страдают именно подростки. По имеющимся у меня данным, за последние годы наркоманы «помолодели» и теперь младшим из них уже не 16 и не 14, а 13, 12 или даже 11 лет, — обеспокоена Сапа. — Врачи утверждают, что 70% подростков, впервые попробовав спайс, «подсаживаются». Если не принять мер сейчас, через 10 лет демографическая ситуация значительно ухудшится.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что предлагаемое внесение поправок в КоАП и УК будет действенным.

— Реклама спайсов — действительно большая проблема. Материалы сейчас беспрепятственно распространяются, потому что правоохранительные органы не знают, как себя вести, как должен обозначаться состав преступления. Появление соответствующей статьи должно исправить ситуацию, — уверен Трапаидзе.

По его мнению, сам факт признания рекламы спайсов преступлением ограничит количество таких материалов. В свою очередь, директор Института наркологического здоровья нации Общественной палаты Олег Зыков полагает, что изменения вносятся не в ту статью.

— В Уголовном кодексе есть статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — она запрещает распространение вредных веществ. По-моему, она же должна запрещать и рекламу или пропаганду таких компонентов, — говорит Зыков. — Невозможно запретить всю химию — от этого может пострадать промышленность, при этом появления новых веществ избежать не удастся. Нужно запрещать именно вредные, а потом доказывать вредность спайсов и других веществ с помощью судебной экспертизы. Это более сложный, но реально действенный путь.

Также Зыков считает, что запрет рекламы никак не снизит спрос на наркотики, а потому в нем нет необходимости.

— Для снижения спроса в стране необходимо вести профилактическую работу. И она заключается вовсе не в пропаганде здорового образа жизни. Необходима помощь подросткам в случаях кризиса — их нужно научить выходить из сложных жизненных ситуаций без водки, спайсов и прочего, к чему они прибегают. Также нужна реабилитация тем, кто вышел из тюрьмы, — это группа риска, из них половина наркоманы, им нужно помочь наладить жизнь. И, естественно, нужна программа эффективной цивилизованной реабилитации закоренелых наркоманов, которая сейчас разрабатывается, — рассказал Зыков.

Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас считает, что законопроект должен подразумевать также расширенное определение рекламы и пропаганды.

— Между информированием и рекламой очень тонкая грань. Например, номер телефона и надпись «спайс» — это информация, а если дописать «звони» или «покупай» — это уже реклама, — рассказывает Никитас. — Но прописать, что наказуемо само упоминание наркотических средств, тоже недостаточно: их могут заменить на «радость», «удовольствие» и т.д. В этом случае предъявить обвинения будет проблематично.

По мнению Никитаса, также необходимо обозначить в законопроекте сами рекламные носители.

— Например, асфальт не является рекламной площадкой — значит, информацию на нем нельзя считать рекламой. А, например, QR-коды вообще никак законодательно не регулируются. А они могут содержать ссылку на сайт, предлагающий наркотики, — рассуждает Никитас.

Уголовное наказание за рекламу наркотиков — не первая инициатива Мособлдумы в этой сфере. Как ранее сообщали «Известия», в подмосковном парламенте разработали законопроект, предлагающий ввести общее понятие синтетических наркотических средств, которое заменит их перечень, нуждающийся в постоянных дополнениях.

Рассматриваемый законопроект — не первая политическая попытка ограничить рекламу спайсов. В сентябре 2013 года ЛДПР потребовала от Роскомнадзора заблокировать Facebook за рекламу наркотиков в соцсети.

Комментарии
Прямой эфир