Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»

Продюсер Юлия Бычкова — о том, как построить самый необычный город
0
«Архстояние» — это больше, чем мы сами»
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодно на несколько дней огромная территория парка вокруг деревни Никола-Ленивец Калужской области превращается в пространство удивительных арт-объектов. На фестивале «Архстояние» уживаются профессионализм и легкое художественное сумасшествие, самые неформальные и неформатные идеи и их безукоризненное техническое воплощение. В этом году к привычному «Архстоянию» добавился фестиваль «Архстояние детское: Можно!». Накануне грядущих событий продюсер фестиваля Юлия Бычкова побеседовала с корреспондентом «Известий».

— Вы организовываете один из самых популярных фестивалей, в которых не делается акцент на музыкальную составляющую. На кого вы ориентировались, начиная это дело, и какие фестивали подобного рода считаете своими друзьями-конкурентами?

— Первоначально мы ориентировалась на профессиональную публику, которая занимается архитектурной и искусством. Как идея «Архстояние» родилось в 2005 году, когда стало понятно, что в руках жителей Никола-Ленивца находится инструмент в виде уникального ландшафта, свежих идей и местных жителей, готовых участвовать в эксперименте. Стало очевидно, что в Никола-Ленивце можно и просто необходимо проводить фестиваль. Со времени первого «Архстояния» (2006 год) вокруг Никола-Ленивца был создан 101 арт-объект, а участие в фестивале приняло более 150 авторов. 

Наше желание сделать такое профессиональное событие поддерживает уже очень много людей. Фестиваль стал международным. Вообще архитектурные фестивали такого рода уже вымерли. Сегодня существует урбанистический «Арт-Овраг» в городе Выкса под Нижним Новгородом, «Архферма» с мастерскими на природе, но у «Архстояния» нет прямых конкурентов, никто не работает именно в таком формате — искусство и архитектура в природной среде, которые создают открытое выставочное пространство и одновременно формируют новую идеологию жизни на природе. 

Можно сказать, что мы конкурируем с теми фестивалями, что проходят летом и в те же самые даты, — «Дикая мята», «Усадьба Jazz», «Казантип», но это всё истории про музыку, историю про архитектуру можно услышать только у нас и на фестивале Burning Man.

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»— Музыкальный фестиваль — форма привычная как с точки зрения рекламы, так и монетизации. Ваше мероприятие для России не вполне типичное. Почему вы не стали совмещать музыкальную и архитектурную составляющие?

— Мы считаем, что музыкальных фестивалей очень много и идти по этому пути нам неинтересно. Но мы каждый год подбираем достаточно детально музыкальную программу, которая была бы качественным сопровождением нашей темы, но не локомотивом программы. Архитектурные и ландшафтные объекты, которые создаются на фестивале, наполняются разными смыслами благодаря музыке и танцу, свету и визуальным эффектам.

В нашем представлении и планах — создавать специальный контент для фестиваля, записывая музыку в собственной студии в Никола-Ленивце, но на это нужны дополнительные ресурсы, над получением которых мы сейчас усиленно работаем.

— Что из вами задуманного в самом начале осуществилось, а что, может быть, наоборот, превзошло ваши ожидания как организатора?

— Проект стал больше, чем мы сами, и то, что количество людей, готовых его развивать, всё прибавляется, значит, что мы на правильном пути. 

Появилась лаборатория «Архстояние» — система социокультурных, образовательных и художественных практик, направленных на создание устойчивого подхода в развитии территорий. Сегодня мы выходим далеко за рамки одного события и экспериментируем с социальными, аграрными и архитектурными методами работы с территорией в течение всего года. Образовательные программы лаборатории реализованы во многих живых проектах: «Ландшафтные мастерские», «Резиденция кураторов», «Резиденция перформативного искусства» и прочее.

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»К сожалению, мы пока не вывели проект на самоокупаемость, хотя серьезное продвижение в эту сторону есть. Не удалось построить «Павильон любви»,  «Обсерваторию». В этом году мы планировали реализовать проект архитектора Ройса Никадо (Филиппины) — огромную линзу-зеркало, открывающую панорамный вид на местность, где каждый зритель видит себя в контексте окружающего ландшафта. К сожалению, этот проект оказался очень затратным и неподъемным, несмотря на то что выиграл конкурс на создание нового бельведера в ландшафтном парке «Версаль». Мы работали с 227 проектами из 35 стран мира, однако пришлось остановиться на более реальном. Хотя я уверена, что «Зеркало» все-таки появится на «Архстоянии».

— Фестиваль — структура живая и мобильная. Как появляются новые проекты и площадки?

— Художники и архитекторы приезжают в Никола-Ленивец, живут здесь и растят свои идеи. Куратор ведет автора по территории, мимо арт-объектов, раскрывая тему будущего фестиваля, исследуя пространство и атмосферу. Как, например, в 2010 году перформанс Дмитрия Власика на «Ротонде» открыл идею расставить вокруг объекта вышки, на которых играли музыканты, и звук не выходил за пределы одного места. Фактически любой, приславший заявку на сайт, может стать участником. 

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»В этом сезоне запустился еще один новый проект. Мы объявили прием заявок на участие в кураторском проекте для фестивалей «Архстояние» 2015–2020 годов. В апреле прошла «Резиденция кураторов», участники которой были отобраны по заявкам и портфолио. По итогам резиденции выбранные комиссаром «Архстояния» авторы или авторские коллективы получили возможность реализовать свои проекты на фестивале в Никола-Ленивце. Основными критериями отбора кураторских заявок были: актуальность идеи, комплексность подхода, интегрированность в сферу мировой культуры, способность к развитию и воплощению пространственными, ландшафтными методами. Отдельное внимание было уделено возможностям концепции быть интегрированной в ландшафт, его культурную, технологическую и социальную составляющие.

— В этом году кроме уже ставшего традиционным «Архстояния» вы проводите еще и детское «Архстояние». В чем его специфика?

— Всё время существования фестиваля «Архстояние» мы всегда делали детские зоны, где родители так или иначе могли оставить или занять детей. В большинстве своем наши гости старались приезжать без детей.

Поэтому мы решили, что больше не будет этого разделения, и предлагаем фестиваль, на котором будет интересно и взрослым, и детям, где можно будет пережить совместный опыт через разные форматы художественных проектов. Сейчас «Архстояние детское» — это пилотный проект.

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»И к тому же у нас накопилось такое количество контента, что идея очень быстро начала развиваться и вовлекать большое количество сопереживающих людей. Уже есть идеи, как будем делать «Архстояние детское-2015».

— Поддерживают ли вас Минкультуры и местные власти?

— Нас достаточно давно поддерживают администрация Калужской области и лично губернатор. Также в прошлом году благодаря деятельности управляющей компании «Архполис» мы вошли в Федеральную целевую программу по внутреннему и въездному туризму до 2018 года. В связи с этим планируются подводка сетей, электричества, строительство дорог.

— Что ожидает публику «Архстояния» в этом году?

— Этот фестиваль девятый по счету. Художники и архитекторы создадут новые арт-объекты, в которых раскроют тему «Здесь и сейчас». Участники фестиваля продолжат экспериментировать и синтезируют лэнд-арт с другими формами искусства. Все объекты, которые будут представлены на «Архстоянии» в 2014 году, рассчитаны на короткий жизненный цикл и выражают в полной мере понятие архитектуры «Здесь и сейчас».

«Архстояние» — это больше, чем мы сами»В этом году у нас будет новый объект — бельведер «Ленивый зиккурат» проектной группы «Поле-Дизайн». «Ленивый зиккурат» представляет собой башню, сложенную из бревен, и отсылает к забытым технологиям деревянного зодчества. Объект будет установлен в ландшафтном парке «Версаль» и завершит систему высотных бельведеров вместе с ранее возведенными «Ротондой» Александра Бродского и «Аркой» Бориса Бернаскони. 

Работы авторов из Германии, Франции, Японии и России раскроют тему в интерактивных инсталляциях. «Мгновенный парк» Ульфа Лангхайнриха короткой мощной вспышкой осветит ночной ландшафт Никола-Ленивца, подвижные «Ленивецкие часы» Марка Форманека представят время как обычную конструкцию, а интерактивная «Купель» Александра Алефа Вайсмана расширит грани объективной реальности. Будет интересно!

Комментарии
Прямой эфир