Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Общество
Путин назвал повышение продолжительности жизни ключевым приоритетом в РФ
Мир
В посольстве РФ назвали спокойной обстановку в Иране после атаки Израиля
Мир
Экспорт газа РФ по «Турецкому потоку» в страны ЕС остался рекордным
Армия
Эксперт назвал пропагандой информацию о наличии у ВСУ дрона большой дальности
Политика
Медведев назвал вероятным решение Запада о ликвидации Зеленского
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Спорт
В WADA сообщили о невыплате Россией обязательных взносов за 2023 год
Общество
На Запорожской АЭС заявили об угрозе ядерной безопасности из-за беспилотников
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
В ФРГ сообщили о законном нахождении в стране якобы пропавших украинских детей
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Экономика
Эксперт указал на использование США стран ЕС для пополнения своего бюджета
Общество
В Крыму отменили парад ко Дню Победы и шествие «Бессмертного полка»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Кредитная дисциплина россиян упала в три раза

Пропускать платежи по кредитам россияне начинают в среднем уже спустя пять месяцев после оформления ссуды
0
Кредитная дисциплина россиян упала в три раза
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Клиенты отечественных банков за последние четыре года стали втрое менее добросовестными — теперь они гораздо раньше с момента получения кредита допускают по нему просрочки. Если в посткризисном 2010 году заемщики начинали пропускать платежи в среднем спустя год после его оформления, то сейчас технические дефолты наступают уже менее чем через пять месяцев. Об этом свидетельствуют данные, содержащиеся в исследовании компании «Секвойя кредит консолидейшн» (расчеты приведены без учета ипотеки).

Исходя из исследования, с каждым годом с начала 2010-го срок, прошедший со дня оформления займа до первой просроченной задолженности по нему, сокращается. В 2010 году он составлял в среднем 12,2 месяца, к 2011-му он сократился до 11 месяцев, в 2012 году уменьшился до 8 месяцев, в 2013-м — уже до 7 месяцев, а в 2014-м по состоянию на май это 4,5 месяца. Таким образом, за четыре года срок с момента получения кредита до первой просрочки по нему сократился почти в три раза.

В то же время средняя задолженность граждан перед банками в 2014 году, напротив, выросла по сравнению с 2010 годом и составила 74,4 тыс. рублей (четыре года назад показатель был равен 43,9 тыс. рублей). Быстрее всего заемщики выходят на просрочку по кредитным картам, далее по этому показателю следуют кредиты наличными, PoS-кредиты и автокредиты.

Всего же на начало мая банками было выдано гражданам кредитов (без учета ипотеки) на общую сумму 10,3 трлн. рублей — рост с начала года составил не более 3,5%. Стоит отметить, что за аналогичный период 2013 года данный показатель был на уровне 8,4%, в 2012 году — 10%, в 2011 — 5,5%. Таким образом, прирост объема кредитования достиг своего минимума впервые за четыре года.

В отличие от объема кредитования, который с начала года замедлил темпы роста, просроченная задолженность продолжает увеличиваться с каждым месяцем. На начало мая она достигла 514,8 млрд рублей, рост с начала года составил рекордные 17% (в 2013 году за первые четыре месяца данный показатель вырос на 14%, в 2012 году — 4,3%, в 2011 — 1,9%). На прошлой неделе ЦБ зафиксировал рекордный невозврат россиянами кредитов за последние 3,5 года — уровень просрочки за март достиг 13,3%. В «Секвойе» ожидают, что по итогам первого полугодия 2014 года объем долга населения перед банками превысит 540 млрд рублей.

Президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева, комментируя представленные цифры, указала на достаточно высокий текущий уровень долговой нагрузки на заемщика в сегменте необеспеченных потребительских кредитов. Сейчас, по ее словам, средний банковский заемщик в России нередко тратит до 35–40% своего ежемесячного дохода на оплату взноса по потребительскому кредиту, что значительно повышает вероятность его выхода на просрочку.

Начальник управления финансового анализа и андеррайтинга СБ Банка Анна Гладилина полученные данные также связывает с закредитованностью россиян. Если в 2010 году, поясняет она, граждане, у которых возникали просрочки, имели 1–2 кредита на семью, то в 2014-м эта цифра принципиально иная — пять кредитов и более.

— Зачастую из-за большого количества взятых кредитов люди просто путаются в датах и цифрах и забывают, куда и сколько сегодня необходимо перевести денег, чтобы не допустить просрочку. А многие банки заранее не оповещают клиентов о предстоящем платеже и связываются с клиентом уже постфактум — при наличии просрочки, — говорит Гладилина.

В свою очередь, аналитик MFX Broker Сергей Некрасов отмечает, что сказалось снижение качества кредитных портфелей. Кредитные организации, говорит он, чтобы не снижать темпы прибыли, пытаются расширять кредитование, снижая как обязательные требования к заемщикам, так и процентные ставки по кредитам. Низкие требования к заемщикам от банков повышают риски кредитных портфелей, что и ускоряет наступление дефолтов. Руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева считает, что надеяться только на сознательность и благоразумие потенциальных заемщиков приходится не всегда. Требуется, говорит эксперт, ужесточение подходов самих банков к андеррайтингу потенциальных заемщиков. Это приведет к тому, что доля одобренных кредитных заявок в банковских портфелях будет снижаться.

По словам директора аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимира Рожанковского, выходом из сложившейся ситуации может стать снижение требования со стороны ЦБ по обязательным нормам банковского резервирования.

— Тогда на высвободившиеся средства банки вновь смогут задействовать на полную мощь коллекторско-судебные механизмы. Сейчас же, ввиду всеобщей мании по сокращению расходов, банки, в особенности ниже первой двадцатки, пользуются этими услугами только в экстремальных ситуациях, и заемщики чувствуют эту слабину, — пояснил Рожанковский.

Комментарии
Прямой эфир