Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Центробанк обязал банки проверять репутацию клиентов

Кредитные организации должны теперь требовать у владельцев компаний рекомендательные письма от других бизнесменов
0
Центробанк обязал банки проверять репутацию клиентов
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У российских банков и компаний появится дополнительный административный барьер. Центробанк обязал банки до приема на обслуживание компаний проверять их деловую репутацию. Кредитные организации должны требовать с клиентов сведения о ней (отзывы в произвольной форме о деловой репутации компании от других корпоративных клиентов банка, которые являются ее партнерами и/или информацию от других банков, в которых данная компания обслуживалась). Соответствующее требование содержится в новом указании Банка России (текст документа есть у «Известий»). До настоящего времени такой обязанности у банков не было. За неисполнение новой инициативы регулятора для кредитных организаций предусмотрены санкции — вплоть до отзыва лицензии.

Новое указание ЦБ изменяет положение Банка России от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». В соответствии с указанием банки должны запрашивать сведения о деловой репутации корпоративных клиентов — до приема компаний на обслуживание. Эта информация будет включаться в перечень сведений, которые банки запрашивают у организаций при их идентификации, наряду с данными о финансовом положении компаний, их рейтингах и прочими документами.

За неисполнение требований указания для банков предусмотрены штрафы: должностные лица (сотрудники кредитной организации) могут быть оштрафованы на сумму 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей. Крайняя мера (за неоднократное нарушение Указания) — приостановление операций, а впоследствии — отзыв у банка лицензии.

Банкиры понимают логику регулятора.

— Логика понятна — банки должны руководствоваться в своей деятельности принципом «знай своего клиента», — говорит предправления СДМ-банка Максим Солнцев.  

По его словам, клиентоориентированные кредитные организации уже делают определенные шаги в этом направлении, например, вводят анкеты, которые корпоративные клиенты заполняют при приеме на обслуживание. В этих анкетах также содержится пункт о деловой репутации. Цель такого анкетирования, по словам Солнцева, — выявить, что за бизнес ведет клиент, источник происхождения его средств. Предправления СДМ-банка отмечает, что вместе с другими мерами ЦБ данное нововведение позволит банкам лучше идентифицировать своих клиентов, но одна только эта новация не решит всех проблем. 

Вице-президент МТС Банка Михаил Яценко считает, что введение требований о  подробной идентификации клиента и сбор информации о нем еще до приема на обслуживание может осложнить жизнь банков, которые активно работают на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.

— Ведь изменился сам подход, так как ранее на банках лежала только обязанность по уведомлению Росфинмониторинга о некоторых операциях клиентов, — говорит Яценко. — Это может повысить трудозатраты, и банки будут вынуждены компенсировать их за счет увеличения размера комиссий.

По словам Яценко, могут вырасти и сроки открытия счетов и проведения операций.

— Требования излишни, они только увеличат непроизводственные затраты банков, а справки из других кредитных организаций в ситуации острейшей конкуренции за клиента вообще не дадут никакой объективной информации, в случае перехода клиента из банка в банк, — комментирует управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка Игорь Комягин. — Как, например, требования о предоставлении заверенной бухотчетности при открытии расчетного счета уже привели к срочному дополнительному обучению операционного состава на предмет самих форм отчетности, их видов.

Как отмечает Комягин, банки — законопослушные субъекты, но во что это обойдется и как отразится на стоимости открытия и обслуживания счетов юрлиц, а также на росте операционных затрат банков, а главное — даст ли эффект в принципе, Комягин оценить затруднился.

— Само собой разумеется, что любой банк будет это требование исполнять, — считает предправления Златкомбанка Алексей Шитов. — После чего остатки малого бизнеса прекратят существование в нашей стране. Ни новое предприятие, ни одно предприятие малого бизнеса не в состоянии предоставить какой-либо справки о деловой репутации. У новых компаний, которые только созданы и не имеют контрагентов, а также еще не обслуживались в банках, выхода нет — этим компаниям будет отказано в открытии счета, из чего следует, что компании создаваться не будут. Эти санкции затормозят бизнес, а глобально — экономическое развитие.

Замдиректора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Марина Мусиец отмечает, что требование безусловно повысит расходы, связанные с обеспечением деятельности банка и вряд ли справки о деловой репутации помогут кредитным организациям существенно лучше оценивать корпоративных клиентов.

— Вероятно скатывание к формальному подходу, когда справки будут готовиться для очередной галочки, — считает Мусиец.

По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, реализация нового требования приведет к бесполезной бюрократической возне по собиранию отписок от клиентов и банков. Скорее всего, считает Осадчий, тексты этих отписок будут готовить сами же банковские клерки.

По словам Мусиец, банки не пойдут на то, чтобы подделывать справки, а ЦБ массово будет применять санкции к кредитным организациям за неисполнение требования, по крайней мере на первых порах.

— У ЦБ и так достаточно пруденциального инструментария, — считает аналитик по макроэкономике UFS Investment Company Станислав Савинов. — Нужно двигаться в обратном направлении: упрощать и совершенствовать надзор, двигаться в сторону внедрения принципа мотированного суждения, а не плодить новые инструкции и увеличивать документооборот. Нынешние шаги выглядят излишними, поскольку заставят заниматься сотрудников банков «творчеством», а не какими-то действительно полезными действиями. Репутация как обязательный атрибут ведения бизнеса в России пока не получила широкого распространения.

Возможен ли обход требования ЦБ?

Начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева видит проблему в том, как планируется контролировать характеристики и рекомендации на предмет их «реального происхождения». По сути, к банку ведь может обратиться фирма-однодневка с поддельными документами.

Однако банкиры уверяют, что службы безопасности кредитных организаций будут пресекать подобные нарушения.  

— Липовая информация, даже если и будет предоставлена, будет проверена службой безопасности банка, а сам факт предоставления недостоверной информации может серьезно повлиять на решение банка о сотрудничестве с компанией, — говорит директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Абсолют Банка Сергей Кольбе. — Не думаю, что корпоративные клиенты будут предоставлять недостоверные сведения. По крайней мере до сегодняшнего дня мы с подобными инцидентами не сталкивались.

По словам начальника отдела верификации кредитного риска банка «БКС Премьер» Алексея Пецыка, обманывать банк невыгодно: кредитная организация, выявив в процессе деятельности факт указания своим клиентом недостоверных данных о деловой репутации, в свою очередь отразит данный факт в своем «рекомендательном письме», что может осложнить дальнейшую деятельность недобросовестного предприятия. 

По мнению Кольбе, для новых компаний каждый банк обязан предусмотреть в своих правилах порядок обновления информации, включая обновление сведений о деятельности клиента в процессе обслуживания.

Комментарии
Прямой эфир