Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
КНР призвала к запуску международного расследования на «Северных потоках»
Экономика
Путин отметил высокий темп роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Таджикистан обеспокоился проблемами при пересечении границы РФ его гражданами
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
В ФРГ обратили внимание на оппозиционеров из РФ с флагами украинских радикалов
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
В Пентагоне отказались обсуждать отвод Киевом танков Abrams с поля боя
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Общество
МВД уволило сотрудника ДПС за взятку от фигуранта дела об убийстве байкера в Москве

«Западный мир знает Сибирь как родину великих музыкантов»

Кент Нагано — о том, как продирижировать Новосибирским симфоническим оркестром с одной репетиции
0
«Западный мир знает Сибирь как родину великих музыкантов»
Фото: REUTERS/Christinne Muschi/Files
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На пути из Мадрида в Берлин Кент Нагано сделал крюк в 10,5 тыс. км, чтобы торжественно открыть первый Транссибирский арт-фестиваль. Что может сподвигнуть пожилого американского маэстро японского происхождения на такой подвиг, узнал корреспондент «Известий».

— Для открытия сибирского фестиваля вы избрали французскую романтическую музыку. В чем подвох?

— Всё началось с неожиданного телефонного звонка от Вадима Репина. Он поделился по-настоящему фантастической идеей — с нуля создать фестиваль в Новосибирске. Западный мир знает Сибирь как родину множества великих музыкантов и место, где существует мощная школа исполнительства. Поэтому я был счастлив, что кто-то наконец решил провести здесь фестиваль.

На вопрос Вадима я ответил вопросом: «Чем мне продирижировать? Мой репертуар для тебя открыт». Вадим хотел создать ощущение праздника и решил, что для этой цели идеально подходит «Испанская симфония» Лало. А добавить к ней «Фантастическую симфонию» Берлиоза предложил оргкомитет фестиваля. У этой симфонии есть литературная программа, которая называется «Эпизод из жизни артиста». Думаю, для фестиваля, которым руководит Вадим Репин, это идеальное название.

— Вы прилетели на один день, значит, у вас была только одна репетиция с оркестром.

— Да. Вообще-то, когда Вадим меня пригласил, мы увидели, что вписаться в мой график невозможно. Я должен был с сожалением отказаться. Но Вадим, как вы знаете, человек упертый. У меня был свободный понедельник. Открывать фестиваль в понедельник — несколько странное решение, не правда ли? В нормальной ситуации вы выбрали бы пятницу или субботу. Но он сказал: «Раз ты свободен только в понедельник, значит, тогда мы и откроем фестиваль».

— Но играть с незнакомым оркестром с одной репетиции все-таки рискованно?

— Я знал, что нужны несколько репетиций, поэтому отправил сюда своего личного ассистента, работающего со мной в Баварской государственной опере уже много лет. Три дня он репетировал в Новосибирске, показывая оркестру — по крайней мере, с технической точки зрения, — что будет делать Кент Нагано. Когда я приехал, технических проблем оставалось совсем немного, и мы уже могли вести разговор о содержании, смысле, мотивах — в общем, о музыке как таковой.

— Оркестр вас не разочаровал?

— Когда встаешь за пульт перед незнакомым коллективом, никогда не знаешь, чего ожидать. Дело не только в качестве, дело в людях: кто знает, возникнет ли между вами связь, произойдет ли химическая реакция? Тем более если ты из Сан-Франциско, а они — из Новосибирска. Оказалось, что местным музыкантам свойственны и богатая фантазия, и серьезность: они хотят и могут искать в музыке глубину. Так что одна наша репетиция стоила трех или четырех.

Мы ни разу не сыграли программу целиком. Как сказал Вадим, самое простое для профессионала — пройти вещь с начала до конца. Любой профессиональный оркестр справится. Но это не самый эффективный путь, когда нужно наладить отношения с музыкой. Мы исключили этот этап и сразу стали погружаться глубже. А на концерте, доверившись друг другу, «отпустили» музыку в свободное плавание.

— Во время исполнения «Фантастической...» вы, кажется, тихо напевали?

— Обычно я не пою во время дирижирования, если только нет острой необходимости в выстраивании кантилены. Хотя да, бывает: ловлю себя на том, что голос следует за музыкой. Но в данном случае вряд ли это был я — у меня такой ужасный голос, что вы сразу бы его узнали.

— Сейчас некоторые западные артисты отменяют выступления в России по политическим мотивам. Перед вами стоял такой выбор? 

— В политике я дилетант, у меня нет квалификации, которая позволяла бы мне высказывать свое мнение, да оно и неинтересно. Я здесь, в Новосибирске, из-за дружбы — моей большой дружбы с Вадимом Репиным, которая продолжается уже 24 года. Можно сказать, что мы росли вместе. И еще я здесь, потому что при мне в Новосибирске начинается жизнь новой идеи — идеи, по моему ощущению, правильной. Именно сейчас нужно, чтобы Новосибирск пригласил планету к себе в гости. Ведь в этом цель любого международного фестиваля — пригласить людей, которые приедут к вам гостями, а уедут — друзьями. Думаю, что время выбрано абсолютно верно.

Комментарии
Прямой эфир