Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Юрий Лужков: «Хотел бы купить пасеку в Крыму»

Экс-мэр Москвы также не против заняться проектом, который инициировал 12 лет назад, — строительством моста или тоннеля между Россией и Крымом
0
Юрий Лужков: «Хотел бы купить пасеку в Крыму»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков в интервью «Известиям» рассказал о том, как можно скрепить единство России и Крыма с помощью транспортной системы, о своем видении развития санаторно-курортного и туристического кластера и сельского хозяйства, а также о возможных санкциях со стороны США и ЕС.

— Юрий Михайлович, вы, будучи на посту мэра столицы России, всегда помогали Севастополю. Как вы считаете, российский бизнес уже сейчас может безбоязненно инвестировать в этот город?

— Конечно. И не только в Севастополь, но и в Крым. В Крыму в первую очередь нужно решить проблемы энергообеспечения и водоснабжения — они должны идти из России. Также необходимо перевести — и это очень сложный момент — всю нормативную документацию связанную с бизнесом на российские законы. Тогда всё это будет работать на пользу того, что туристы из России потянутся в Крым, а вслед за ними потянутся и бизнесмены. В качестве субъекта России у Крыма большой экономический потенциал. Нужно немедленно принять решение об инвестициях и реализовать его. В 2002 году я официально предлагал президентам России и Украины строительство Керченского перехода. Он абсолютно необходим, он свяжет Россию с Крымом или через подземный тоннель, или с помощью моста. Это было 12 лет назад, и тогда оба президента согласились с моим предложением. Кучма согласился с этим проектом, я бы сказал, чисто формально — ему неудобно было очевидное отвергать. А Владимир Путин очень искренне и активно поддержал.

— Чем закончилась эта затея?

— После этого мы создали акционерное общество, которое назвали «Керченский мост». Но затем позиция украинских властей резко изменилась в негативную сторону, а с нашей стороны не было такой мощной поддержки, которая позволила бы довести проект до завершения. Сейчас же Керченский переход должен стать одним из главных проектов, поскольку транспортное сообщение между Крымом и Россией через Украину с ее позицией, которая очевидна и которую можно прогнозировать, будет сильно осложнено. Можно его даже платным сделать, в конце концов. Средства, затраченные на строительство тоннеля будут многократно возвращены, в мире есть примеры подобного строительства — тот же Ла-Манш. В США есть мощнейшие мостовые переходы. Мы построили тоннель на Новую Ригу, в котором наверху, в средней части, едут автомобили, а под ними проходят поезда метрополитена.

— А вы бы взялись за реализацию Керченского перехода?

— Да, и даже ОАО «Керченский мост» всё еще существует», хотя и в состоянии анабиоза. У него нет средств (по данным ЕГРЮЛ, ОАО «Керченский мост» ликвидировано вследствие банкротства 10 февраля 2011 года. — «Известия»). Оно создано как символ того, что нужно сделать. Я бы с удовольствием вернулся к этой теме, я ее хорошо знаю. Мы проработали в первичном варианте план тоннеля. Это к тому же экономически очень выгодный проект.

Керченский пролив соединяет два моря: Азовское и Черное. Если строить мост, под ним должны проходить суда высотой не более 65 м. То есть он должен быть или как в Питере — разводной, а это дорого и сложно. Или должен быть очень высоким. Но высокий мост — это тоже непростая вещь. Но всё равно нужно быстро просчитать и принимать решения. Я хорошо знаю эту тему и подключился бы к ней еще раз. И специалисты есть, и исследования проведены.

— Почему раньше никто не предпринял попытку строительства такого моста?

— В 1944 году мост был построен, чтобы освобождать Крым от фашистов. Но он просуществовал недолго, поскольку строили его саперные части, у которых были сложности и с проектированием, и технические, и материальные. Однако они его построили несмотря ни на что, и он использовался до первого ледохода. В Азовском море очень сложные паковые льды. И под напором льдов мост был разрушен. После освобождения Крыма и Украины от немецких войск острая необходимость в строительстве моста отпала: пользовались преимущественно паромной переправой. Никаких сложностей по перемещению людей не было — одна страна, никаких таможенных и пограничных оформлений не требовалось. Тем более было принято решение о том, что газо-, электро- и водоснабжение будет осуществляться из Украины. А сейчас этот мост можно использовать не только как автомобильный и железнодорожный переход, но и как материалопровод. Там можно пустить и газопровод, и электроэнергию, и воду с Кубани.

Конечно, Крым нужно оснащать собственной энергетической базой, которая должна работать на российском природном газе.

А в качестве кого вы готовы присоединиться к проекту? Как консультант или как инвестор?

— Пока не могу сказать. Я этой темой занимался много, докладывал двум президентам, были даже протокольные решения. Но Украина понимала, что Керченский переход с точки зрения экономической и гуманитарной очень привязывает Крым к России, что не соответствовало ее интересам.

— Какие сферы наиболее интересны с точки зрения инвестирования?

— Исключительно эффективным для Крыма будет туризм и отдых. Это освоение не только черноморского побережья, но и азовского. На востоке есть прекрасный неиспользуемый аэродром. Я хотел его выкупить в бытность мою мэром. Восток — это великолепные здравница для детей. Там очень песчаное, теплое, неглубокое море, идеальное место для детских санаториев. «Артек», конечно, надо восстанавливать в его прошлом величии. Крым потенциально может стать базой отдыха всех россиян. После развала СССР мы стали северной страной, оказались ближе к полярному кругу, полюсу холода. Помимо туризма — сельское хозяйство. Уникальные возможности выращивания винограда, зерновых культур. Потрясающие возможности для пчеловодства.

А пасеку в Крыму не хотите приобрести?

— С удовольствием! Без вопроса. Я сейчас в Калининграде пасеку организовываю. В Калужской области у меня пасека на 300 ульев, а в Крыму пасека гораздо интереснее, потому что там климат другой.

Может заодно и аэродром выкупите?

— У меня денег нет. Я честно работал, у меня нет олигархического капитала, так что это исключено.

— А супруге посоветуете?

— Я никогда не вмешивался в ее бизнес. Она по-настоящему талантливый человек, уникальный бизнесмен. Ее прогнали из России, она организовала бизнес в Европе. В России масса олигархов, которые нажили состояние не благодаря способностям, а благодаря умению тащить всё, что плохо лежит. А она занималась реальным развитием различных отраслей.

Комментарии
Прямой эфир