Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Подполье сообщило об ударе ВС РФ по порту города Южный в Одесской области
Мир
ЦАХАЛ обнаружила в Газе тела Шани Лук и еще двух заложников
Мир
МИД РФ пригрозил Эстонии ответом на изъятие российских активов
Мир
Директор канадской разведки рекомендовал жителям страны не пользоваться TikTok
Общество
Владимир Тюлин осудил запрет ЕС на вещание «Известий» и других СМИ РФ
Мир
МИД РФ назвал опасным шагом санкции США против центра МВД РФ в Никарагуа
Общество
Кинолог дал советы по помощи пострадавшей из-за догхантеров собаке
Мир
Полиция Ирана сообщила о задержании более 250 «сатанистов»
Недвижимость
Застройщики оценили последствия отказа от малогабаритных квартир
Авто
АвтоВАЗ решил главную проблему с подвеской Lada Largus
Экономика
Yandeх N.V. закрыла первый этап сделки по продаже бизнеса в России
Экономика
Эксперт оценил инициативу об изменениях в предоставлении проектного персонала
Политика
Политолог указал на бесполезность саммита в Швейцарии без Путина и Байдена
Армия
Российские военные взяли в плен группу солдат ВСУ в ходе зачистки под Харьковом
Общество
Власти Новороссийска сообщили о штатной работе предприятий после атаки дронов ВСУ
Мир
В МИД Китая заявили о взаимной поддержке РФ и КНР в сфере защиты суверенитета
Мир
Мэр Тбилиси назвал неприемлемым тон США в разговоре с Грузией

Кто предает Родину?

Поэт и переводчик Игорь Караулов – о тех, кому должен быть посвящен следующий фильм Константина Семина
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жанр телевизионного «мочения» иногда меня озадачивает. Так, мне был не очень понятен и смысл «мочения» Лужкова в 2010 году перед ожидавшейся отставкой. Немолодого человека, 20 лет сидевшего на хозяйстве, можно было просто снять с должности — и всем без слов было бы ясно, почему и за что. 

Но у Лужкова по крайней мере были власть, влияние и деньги, и это делало его интересным публике. Но вот ради чего, скажите на милость, информационные орудия главного калибра дали залп по полузабытому сатирику Виктору Шендеровичу, не занимающему никаких постов и не очень популярному даже в среде единомышленников? 

Думаю, мое недоумение разделил бы и товарищ Сталин; он прежде всего спросил бы: а сколько дивизий у этого Шендеровича? 

В фильме Константина Семина «Биохимия предательства», после громких анонсов показанном по каналу «Россия-1», телезрителя твердо заверили: в стране имеется дивизия имени Шендеровича, сиречь «пятая колонна» потенциальных предателей. Правда, предъявлена была не дивизия, а инвалидная команда, собранная с бору по сосенке. 

Там были и старые бойцы разной степени сохранности: Сергей Ковалев, совсем посеревший от злобы; Г.Х. Попов, расслабленно разговаривающий с духами; тишайший Игорь Борисович Чубайс, появившийся в кадре, видимо, только потому, что создатели фильма не решились как следует замахнуться на его влиятельного брата.    

Там была и молодая поросль русских якобы националистов во главе с Егором Просвирниным, задорным публицистом и патентованным диванным погромщиком, недавно занявшим второе место на конкурсе... кого бы вы думали? Ведущих интеллектуалов Сети. 

Но вся эта пестрая компания оказалась в фильме Семина лишь на подпевках и подтанцовках у главного героя: Андрея Власова. Генерал, повешенный на мясном крюке, стал для Семина символом измены: мы говорим «Власов», подразумеваем «предательство». Это имя звучит во всех падежах на протяжении всего фильма. 

Всё тут правильно, всё бесспорно. И Власов омерзителен, и от его современных адвокатов с души воротит, и надоели они уже со своим вечным «пили бы сейчас баварское». Есть лишь одна проблема, которую рискуют упустить из виду и Константин Семин, и другие пропагандисты, готовящиеся подхватить взятую им высокую ноту. 

Дело в том, что Власов до войны ничем не напоминал Шендеровича или Просвирнина. Более того, Власов не мог подпасть под влияние подобных им людей. В то время, если вы помните, не было ни «Эха Москвы», ни «Дождя», ни даже радио «Свобода». Товарищ Сталин позаботился о том, чтобы нелояльные мысли граждан не шли дальше тайного дневника, спрятанного под половицей или закопанного на дачном участке. 

Командный состав армии жестоко чистили, в том числе и от прогерманских элементов. Власова чистки не коснулись; напротив, он сам был чистильщиком, входя в состав военных трибуналов. Фактически репрессии расчищали место для его собственной карьеры. 

И все-таки именно он предал страну. 

Предателем стал и другой генерал, Олег Калугин, также показанный в фильме, хотя до того он не отличался от своих коллег нонконформистскими суждениями. А не стал предателем — Александр Зиновьев, диссидент, сочинявший пасквили про социалистическую действительность. 

«…в семидесятых —
 болтуны,


в восьмидесятых —
 не нужны.

Ах, дранг нах остен,
 дранг нах остен,


хотят ли русские войны,

не мы ли будем в девяностых

Отчизны верные сыны...» 

— так писал поэт Евгений Бунимович в те годы, когда он еще не подозревал о своей грядущей политической карьере.  

Девяностые получились совсем иными, Отчизну вдруг стали почему-то называть «Рашкой», и верность ей стала делом неуместным, а для многих и невозможным. 

И всё же поэт прав, и мы не можем знать заранее, как поведут себя болтуны нулевых и десятых годов, если случится очередной «дранг нах остен» — пусть не война, но серьезное политическое обострение наподобие нынешних украинских событий. Я не исключаю, что кто-то из записных острословов, днем и ночью высмеивающих «духовные скрепы», окажется героем, а кто-то из лоялистов, ныне барабанящих идейно крепкие речекряки, напротив, деловито потрусит набивать карманы вражескими печеньками. 

Предательство, как и патриотизм, — вещь глубоко интимная, исподволь прорастающая в душе. Подобно шпиону, предатель должен таиться, иначе в час Х ему нечего будет продать врагу. Ворота неприятельскому войску открывают не собаки, лающие на них от нечего делать, а стражники, поставленные их охранять. Причем готовность открыть ворота чаще всего зависит не от идейных соображений, а от веса предложенного золота. 

Конечно, когда в публичном пространстве звучат неприятные нам речи, каждый из нас, не исключая и тележурналистов, имеет право на них отвечать. Но мне кажется, что уважаемый телеканал несколько дезориентирует публику и напрасно тратит свою огневую мощь, изображая самыми опасными врагами общества публицистов, историков и сатириков, и без того более-менее загнанных под раскладушку. 

Эти люди любят эпатажную болтовню, иные из них даже рассуждают о том, как было бы здорово перейти на сторону нацистов, но если нашу страну опять предадут, то это сделают не они. 

А кто же? 

А те же, кто обычно вершит предательство во все времена и во всех странах: бесчестные судьи, корыстные чиновники, продажные генералы, циничные карьеристы. Я надеюсь, что следующий фильм Константина Семина будет посвящен людям именно этого сорта.

Комментарии
Прямой эфир