Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков заявил о неизменности целей СВО
Политика
Лавров назвал чистосердечным признанием слова Борреля о войне Европы против РФ
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Общество
Снежная буря накрыла Петербург и Ленинградскую область
Мир
Еврокомиссар по сельскому хозяйству назвал возможные меры поддержки фермеров
Происшествия
ФСБ задержала причастного к распространению вредоносного ПО в Telegram
Армия
ВС РФ за неделю уничтожили три МиГ-29 и четыре Ан-26 ВСУ
Общество
В Москве коммунальные службы перевели в режим повышенной готовности из-за грозы
Политика
Путин намерен провести переговоры с Алиевым 22 апреля
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Законопроект о передаче земли утратившим жилье при паводке принят в Оренбуржье
Мир
В Алжире активисты выступили против открытия KFC из-за поддержки Израиля
Мир
Проблемой детей украинских беженцев в Латвии назвали незнание родного языка
Общество
Бывших министров туризма Ставропольского края обвинили в организации преступного сообщества
Мир
В Кремле указали на индивидуальный характер ограничений поездок чиновников за рубеж
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области

«Памятник Галине Вишневской планируем открыть в 2016-м»

Ольга Ростропович — о том, как сохранить и приумножить наследие родителей
0
«Памятник Галине Вишневской планируем открыть в 2016-м»
Фото предоставлено пресс-службой Центра оперного пения Галины Вишневской/Александр Гайдук
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

24 февраля в Большом зале консерватории Фонд  Мстислава Ростроповича представит концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева «Ван Клиберн. Посвящение». С президентом Фонда Ольгой Ростропович встретился корреспондент «Известий».

Фортепианные концерты Рахманинова, Сен-Санса и Чайковского в программе соседствуют с Шестой симфонией Петра Ильича. Почему выбор пал именно на нее? 

— Это была любимая симфония Вана, он знал все ее исполнения, слушал по много раз и каждый раз плакал. Мне также показалось, что будет красиво, если в концерте примут участие обладатели первых премий конкурса пианистов имени Вана Клиберна, который вот уже много лет проходит в его родном Техасе. Всех собрать, конечно, невозможно, но на вечере выступят Владимир Виардо, Станислав Юденич и Вадим Холоденко, который выиграл этот конкурс в 2013 году.

В 2009 году в Центре оперного пения Галины Вишневской Ван Клиберн давал мастер-классы, которые вызвали небывалый ажиотаж.

— Мне стоило очень больших усилий уговорить Вана приехать. Он долго раздумывал, постоянно менял решение, но в результате прилетел. Народу пришло столько, что мы буквально с крыши снимали людей. Зал всех не вмещал. И в какой-то момент мне пришлось подойти к нему и сказать: «Ванюша, надо идти к народу, иначе люди полезут в окна». Ваня вышел, старался сказать какие-то слова по-русски. Я ему помогала.

 Ван Клиберн был близким другом вашей семьи. Каким вы его запомнили? 

— Это был удивительный человек. Он очень любил Россию и глубоко ее чувствовал. Я много раз бывала у него дома. Вся его спальня была увешана сувенирами из России: фотографиями, балалайками, на столе стояли засохшие цветы, которые ему когда-то здесь подарили.

Когда Ван узнал о своей болезни (пианист скончался от рака в 2013 году. — «Известия»), он полностью, до мельчайших деталей расписал церемонию своих похорон. Согласно желанию Вана, его гроб, покрытый белой сиренью, медленно выносили под песню «Летят утки», которую хор американцев выучил по-русски. Ван впервые услышал эту песню, когда ужинал вместе с моими родителями в ресторане в Питере, еще в 1960-е. Мама стала подпевать, и Ваня тоже. Потом эта песня стала каким-то лейтмотивом их дружбы и жизни.

В 2013 году мир отмечал столетие со дня рождения Бенджамина Бриттена, с которым вам тоже довелось встречаться.

— Бриттен был замечательный, милейший человек с совершенно удивительным обаянием. Я помню, он приезжал к нам в гости с Питером Пирсом (британский певец. — «Известия»). Мы их называли «дядя Питер» и «дядя Бен». Они жили у нас на даче. Однажды зимним вечером после ужина дядя Бен сел за рояль и начал играть «Зимний путь» Шуберта, Питер пел. А через огромные окна было видно, как на улице падают большие снежные хлопья. Это было удивительное состояние: полная гармония звучащей музыки и происходящего вокруг.

27 марта в день рождения Мстислава Ростроповича традиционно стартует Международный фестиваль его имени. На этот раз программа получилась чисто музыкальная: нет ни выставок, ни театральных проектов.

— Трудно вместить в фестивальную неделю всё. Но палитра фестиваля очень красочна и разнообразна. У нас в программе — выступления всемирно известных дирижеров, солистов, оркестров. Например, лондонского оркестра «Филармония» с дирижером Эса-Пеккой Салоненом, оркестр «Радио Франс» под управлением Мюнг Вун Чунга.

Впервые в России выступит оркестр Штутгартского радио, а впервые в Москве — блестящий норвежский виолончелист Трулс Морк. Публику также ждет долгожданная российская премьера незаконченной оперы Шостаковича «Оранго» и много других интересных концертов.

На фестивале в качестве пианиста выступит Михаил Плетнев, что сейчас бывает редко. Он сам захотел сыграть?

— Мы его об этом попросили. Он долго думал, но согласился. Михаил Васильевич исполнит Концерт для фортепиано с оркестром № 24 Моцарта и продирижирует Второй симфонией Сен-Санса.

Нет ли идеи сделать фестиваль Галины Вишневской?

— Не вижу в этом смысла. Есть Оперный центр Галины Вишневской, где в ее честь идут спектакли. Существует также конкурс Галины Павловны, который проходит раз в два года. Он начался еще при ее жизни, в 2006 году. Это конкурс именно оперных артистов, и он в очередной раз пройдет в этом году. Уже с 15 января проводится отборочный тур по видеозаписям. С 30 мая по 3 июня в Центре пройдут первые два тура, а заключительный будет проходить на Новой сцене Большого театра.

 Год назад в интервью «Известиям» вы говорили, что Галина Павловна дала вам четкие указания относительно руководства Центром оперного пения. Насколько сложно им следовать?

— Я выполняю всё так, как мне завещала мама. Это мой долг.

На какой срок департамент культуры заключил с вами контракт худрука центра?

— На год. Так что у меня никаких поблажек нет. Моя задача сохранить то, что было сделано до меня, и не дать возможности превратить центр в то, против чего Галина Павловна восставала всем своим существом. Я очень хорошо знаю, что именно хотела здесь видеть мама, потому что она об этом со мной много говорила. И пока я здесь, всё будет именно так. 

После смерти Галины Павловны желающих учиться в центре меньше не стало?

— Нет. Мы за один год потеряли сразу двух важных преподавателей центра — в декабре 2012 года ушла мама, за ней — Ирина Ивановна Масленникова. В феврале я пригласила трех блистательных педагогов: Маквалу Касрашвили, Анатолия Лошака и Елену Зарембу. Я очень рада, что они приняли мое приглашение. Сейчас у нас в Центре сильнейшая обойма  первоклассных оперных педагогов.

Как продвигается работа над памятником Галине Вишневской?

— У нас уже есть разрешение на землю перед центром. Участок земли небольшой, поэтому перед скульпторами будет стоять непростая задача: сделать так, чтобы этот маленький кусочек земли был созвучен масштабу фигуры Галины Павловны. Фонду Ростроповича предстоит провести конкурс, а это безумно затратная история. У нас еще есть время: мы планируем открыть памятник в 2016 году.

— Идея Центра культурно-исторического наследия семьи Вишневской-Ростроповича уже реализовывается? 

— Сейчас при поддержке Министерства культуры проводятся работы по проектированию здания, которое будет расположено за домом Чайковского на Кудринской площади. Мы встречаемся с архитекторами, проектировщиками. Нужны помещения для архивов, которых очень много, нужно создать правильные условия для их изучения и хранения.

Галина Павловна написала интереснейшие мемуары. Вы не подумываете создать свои? 

— У меня пока таких планов нет. Для этого нужен талант. Галина Павловна — великий человек. У нее был богатейший внутренний мир. Она вдруг написала книгу. Причем писала сама, пока рука не отнималась. Это от глубины, когда столько есть сказать, что не сказать не можешь. 

Недавно бурно обсуждался опрос телеканала «Дождь« о блокаде Ленинграда, которую пережила и Галина Павловна.  Вас он задел? 

— Понимаете, все дело в том, кто задает этот вопрос. Если бы такой вопрос мне задал человек, грудь которого увешана орденами, который потерял на войне детей или родителей, руку или ногу, то, безусловно, с таким человеком я бы обязательно поговорила и спросила, что вызывает в нем желание обсуждать это столько лет спустя. Но если подобный вопрос задает человек, который сидит у  компьютера со стаканом в руке и думает, как сделать так, чтобы о нем заговорили, — это отвратительно. Я считаю, что не нужно отвечать на такие вопросы людям, которые недостойны их задавать вообще.

Комментарии
Прямой эфир