Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Спрос на культурные мероприятия в РФ вернулся к значениям доковидного периода
Недвижимость
Запрещенных двухкомнатных квартир на рынке новостроек Москвы меньше 0,5%
Мир
Нетаньяху назвал абсурдными обвинения в провоцировании голода в секторе Газа
Мир
Главу минобороны Италии Крозетто экстренно доставили в больницу
Мир
Пентагон признал успехи ВС РФ на харьковском направлении
Общество
Муфтий Москвы предупредил о последствиях запрета никаба в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Полтавской области
Мир
Блинкен подтвердил вывод войск США из Нигера к 15 сентября
Происшествия
Два автомобиля столкнулись на Кутузовском проспекте в Москве
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Происшествия
В результате пожара в Центральном районе Петербурга пострадали три человека
Мир
В Киеве заявили о непонимании слов Макрона об отправке войск на Украину
Мир
Зеленский пожаловался на нежелание Запада разрывать связи с РФ
Армия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Брянской областью
Мир
Сербия выступит соавтором резолюции о геноциде советского народа
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении украинского БПЛА над регионом
Мир
В постпредстве России прокомментировали решение ЕС передать Украине активы

Аутоиммунный синдром

Историк и журналист Илья Смирнов — о том, кому выгоден и чем опасен скандал с депортацией литовского режиссера
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ночь с 1 на 2 февраля — за несколько дней до Олимпиады в Сочи — на ровном месте был устроен международный скандал. Знаменитого режиссера Миндаугаса Карбаускиса депортировали из России.

Понятно, что режиссеры тоже бывают разные. Но Карбаускис — ученик Петра Наумовича Фоменко, он действительно любит русскую культуру, ставит не «Голых пионерок», а интеллигентные спектакли, в основном классику, в настоящее время руководит  московским театром имени Маяковского. Руководит успешно. Премьера этого года — спектакль «Кант». Да, про философа Иммануила Канта. Но постановка, по отзывам очевидцев,  получилась не только не заумная, но напротив, живая и веселая. Так что рекомендую.

Вообще-то строгость отбора не слишком свойственна ведомствам, надзирающим за тем, кто и зачем въезжает из-за границы в нашу страну. Это видно «по плодам» — по результатам их деятельности на рынках, в ЖКХ и в других местах, открытых для повседневного наблюдения.

Но надо же когда-то проявить принципиальность. Для этого выбран не только идеальный момент (перед Олимпиадой), но и мишень на редкость удачная. Сотрудничество литовского режиссера Карбаускиса с русскими актерами являлось убедительным доказательством того, что Россия — не тоталитарный Мордор, а цивилизованная страна, с которой можно (и нужно) иметь дело.

Теперь одним шагом дали понять, что это представление неверное.

И организовали нам такой подарок не ЦРУ, не хедж-фонд «Эрмитаж» и даже не канал «Дождь», а собственные чиновники.

Нет, я не конспиролог. Охотно допускаю простые объяснения. Клерк, затравленный начальством, действительно может не воспринимать ничего, кроме бумажки, и если в ней написано, что гражданин Литвы Карбаускис не уплатил штраф за парковку или не вовремя где-то там зарегистрировался, то высокая политика, тем более художественная культура маленького клерка действительно не волнуют. Как в старом анекдоте:

— Сестра, а может быть, всё-таки в реанимацию?

— Раз доктор написал «в морг», значит, в морг.

Но я очень сомневаюсь в механической наивности начальников, сделавших в своей области мало-мальски успешную карьеру. И когда слышу очередное: «Ах, как ГЛУПО..» — вспоминаю андроповскую кампанию по борьбе с нетрудовыми доходами. Тогда целые бригады ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, то, что потом стало называться ОБЭП) гонялись за Витей Цоем и Мишей Науменко. У этих матерых коррупционеров редко набиралось в карманах по 5 рублей, и то если мелочь вытрясти.

Но борьба с коррупцией развернулась принципиальная, даже демонстративная. Жанну Агузарову, как известно, брали под стражу прямо на сцене, во время исполнения детских (именно так: не антисоветских, а детских) песенок перед многочисленной аудиторией, которую тоже пытались рассовать по милицейским «упаковкам».

Даже Джеймс Бонд в соавторстве со З. Бжезинским не придумали бы лучшей массовой агитации «Долой советскую власть!». Но пообщавшись со следователями, которые это устраивали, я обнаружил, что они вовсе не идиоты. Ничуть не глупее нас. Но при всем желании мы не могли бы обвинить их в том, что они намеренно дискредитируют политику партии и лично Генерального секретаря. Потому что на каждое такое обвинение у них была готова бумажка.

Разве группа «Браво» не нарушала закон — действующий тогда порядок концертных выступлений? Нарушала. А то, что гонорар этой группы был просто смешон (по сравнению с деньгами, которые крутились в торговле или в официальной эстраде), а песни совершенно невинны даже по тогдашним меркам — тем хуже. Тем большую опасность представляла молодая группа в качестве конкурентов для эстрадных дельцов.

Вот такой урок истории. Возвращаемся в февраль 2014 года.

Не открою военную тайну, если скажу, что с театральной режиссурой в России дела обстоят немногим лучше, чем с драматургией. Люди, которым место в ярмарочном балагане (причем самого низкого пошиба), всерьез почитаются мэтрами, претендуют на национальные премии, получают их и даже целые театры в подарок. За счет чего? За счет связей (и единомышленников) в бюрократическом аппарате.

А Карбаускис даже после ночевки во Внуково и возвращения домой в Вильнюс не позволяет себе традиционных для Евросоюза суждений о России и ее порядках. То есть в скандальный сценарий вписываться упорно не желает.

Не знаю, надолго ли хватит его добрых чувств. 

Аутоиммунные заболевания — такие, при которых защитные силы, призванные оберегать организм, сами начиняют причинять ему вред, разрушают собственные здоровые ткани. Я бы не тратил слишком много эмоций на самовыражения частных лиц на частных телеканалах, тем более в Сети. Как бы ни был несимпатичен блокадный опрос «Дождя», произведенный в то же самое время демарш директрисы столичного рын…, то есть парка, которой помешал памятник героям, намного опаснее для общества. 

Именно потому что она не частное лицо. Так что стоит присмотреться повнимательнее к аутоиммунным процессам в среде бюрократии. А то как бы не вышло опять чего-нибудь неожиданного, как в начале 1990-х годов. 

Комментарии
Прямой эфир