Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Мир
В Белоруссии сообщили о планах разработки собственного лазерного оружия
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Общество
Краснов назвал количество рассмотренных дел в отношении украинских боевиков
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Климов: «Вузы откроют свои кафедры в школах»

В России готовится реформа педагогического образования, которая сократит срок обучения будущих педагогов и позволит студентам самим выбирать программы обучения
0
Климов: «Вузы откроют свои кафедры в школах»
Фото: Пресс-служба Минобрнауки России
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Замминистра образования и науки Александр Климов рассказал «Известиям» о реформе педагогического образования в России и предстоящем сокращении профильных вузов. 

Александр Алексеевич, зачем понадобилась сейчас реформа педагогического образования, которая вылилась в создание концепции поддержки развития педобразования?

— Качество подготовки педагогов всегда находилось в центре нашего внимания. Новые требования к качеству школьного образования, утверждение новых госстандартов общего образования и профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменений в подготовке педагогов. В сентябре вступил в действие новый закон об образовании, который прописал ряд механизмов реализации практико-ориентированных программ высшего образования. 

В 2012 году президентским указом задан системный подход к повышению заработных плат педагогических работников всех уровней образования. По итогам девяти месяцев 2013 года заработная плата педагогов школ выросла на 45% по сравнению аналогичным периодом 2012 года. Меры, реализованные в 2012–2013 годах в части повышения заработных плат педагогических работников, уже приносят позитивные результаты. Отмечается увеличение численности молодых преподавателей. Средний балл по результатам ЕГЭ поступающих на педвузы в 2013 году вырос на 7%.

По итогам послания президента Федеральному собранию Министерству поручено разработать и утвердить комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

 Все это открывает возможность разработки и реализации обсуждаемой программы.

— Какие же новшества ждут будущих педагогов?

— Важнейший вопрос — расширение практической подготовки студентов педагогических программ. 

Для этого предполагается, во-первых, организация базовых кафедр. Вузы будут иметь возможность вести образовательную деятельность непосредственно в школах.

Во-вторых, сетевой формат реализации образовательных программ. Мы впервые получим возможность объединения усилий вузов, реализующих педпрограммы, и успешных колледжей. Для реализации программ практико-ориентированного (прикладного) бакалавриата это крайне важно. Появляется возможность выстраивать индивидуальные траектории студентов с учетом их интересов и дальнейшего трудоустройства.

Важный пункт обеспечения школ молодыми педагогами — расширение целевого обучения. Сейчас принято соответствующее постановление правительства, которое определяет взаимоотношения студента и будущего работодателя. Потенциальный работодатель может заключить договор со студентом на предоставление социальной поддержки, например дополнительной стипендии. После окончания вуза студент работает по договору три года в школе. Студент, не выполнивший условия договора, возвращает потраченные работодателем средства и выплачивает 200% штрафа. Соответствующее обратное правило действует и на работодателя в случае непредоставления рабочего места выпускнику вуза.

Еще один актуальный вопрос — возможность перехода с программ различного профиля на программы педагогического образования и обратно. Возможны ситуации, когда студенты понимают, что они хотят посвятить свою жизнь школе уже в процессе обучения в вузе. Нужно дать им возможность менять траекторию обучения.

Новые магистерские программы позволят повысить уровень квалификации действующих педагогов и войти в педагогическую профессию тем, кто не имел педагогического образования, но хочет работать учителем.

— Сколько вузов примут участие в разработке и апробации новых программ?

— Разработка и апробация будет проводиться на базе примерно 25 вузов. В конкурсе имеют право участвовать и педагогические, и классические университеты. Полученный в результате реализации проекта опыт позволит распространить полученные результаты на всю систему.

— Раз поставлена такая амбициозная задача, то почему у нас количество педагогических вузов уменьшается с каждым годом? Будут открывать новые вузы или укрупнять действующие?

— Хочу отметить, что концепция говорит о развитии педагогического образования, а не вузов. У нас 170 вузов готовит студентов по педагогическим программам и 48 называют себя педагогическими, хотя в портфеле образовательных программ этих вузов есть и программы по экономике и юриспруденции. 

Где-то, конечно же, предстоит присоединение вузов или их объединение, но все эти вопросы решаются с учетом интересов регионов и наличия образовательного потенциала у того или иного учебного заведения. 

Отмечу лишь две тенденции последних лет. Первая. Крупным вузам, имеющим высокие показатели научной и образовательной деятельности, легче конкурировать за средства бюджетов различных уровней в виде научных грантов и контрольных цифр приема.

Вторая. Современные стандарты бакалавриата и магистратуры позволяют за счет вариативной части образовательных программ формировать индивидуальные образовательные траектории. А для того чтобы реализовать эту возможность, нужно иметь вуз с большим количеством кафедр, чтобы студенты могли выбирать различные образовательные модули.

Индивидуализация программы обучения давно практикуется в крупных университетах, где студент может «взять», например, блок инженерии, дизайна и того, что ему интересно и важно в дальнейшей работе. При этом концепция в одной своей части как раз и предусматривает возможность вузов формировать программы широкой гуманитарной подготовки при условии дальнейшей специализации в области педагогики для тех студентов, кому это интересно.

Комментарии
Прямой эфир