Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Мир
Папа римский выразил соболезнования по поводу гибели президента Ирана
Мир
Премьер Польши заявил об аресте девяти человек из-за обвинений в диверсиях
Происшествия
Открытое горение в здании швейной фабрики в Ногинске ликвидировали
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
«Химки» и махачкалинское «Динамо» вышли в Российскую премьер-лигу
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Мир
В Индии самолет совершил экстренную посадку из-за возгорания двигателя
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Происшествия
В Пермском крае произошло столкновение трех большегрузов
Мир
Авиация коалиции США за сутки пять раз нарушила протоколы деконфликтации в Сирии

Массовик-идейник

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, к чему может привести увлечение идеологией
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Шел в комнату, попал в другую» — так грибоедовская Софья отмазывала Молчалина, застуканного за подбиванием к ней клиньев. Вот и Владимир Мединский, видимо, тоже шел в один кабинет, а попал в другой: очень хотел руководить идеологией, но нет в нашем правительстве такой штатной единицы — министр идеологии и тем более министр пропаганды, поэтому пришлось ему служить министром культуры.  

Тоже неплохо — заведовать мастерами культуры. Можно строить их в колонны и шеренги, командовать «равняйсь», «смирно» и «кругом», а также периодически спрашивать, с кем они — и пусть попробуют ответить что-нибудь не то. Маленько отвыкли, но ничего, привычка — дело наживное, тем более на старые дрожжи. Можно, наконец, распустить надоевшую культурную элиту и набрать новую, как предлагает верная соратница министра Елена Ямпольская. Твори, выдумывай, пробуй.

Мединский постоянно обращается к животрепещущим вопросам идеологической политики. Вот и на днях, выступая на «Первом канале» ТВ, он заявил, что человек без идеологии — пустышка. В сентябре он высказался немного иначе, но с тем же смыслом: человек без идеологии — животное. Стада животных, стало быть, много лет блуждают по стране без идейного кнута, ожидая нового профессора Преображенского, который вставит в их сиротливые черепа гипофиз Ивана Сусанина или Александра Матросова, ведь, по словам Мединского, «сила режима определяется не количеством штыков, готовых убивать за деньги, а количеством людей, готовых умереть за этот режим бесплатно».

За свет, стало быть, плати, за воду плати, о налогах не забывай, а умирать, пожалуйста, бесплатно. Говорят, любовь придумали русские, чтобы не платить за секс. Мединский сочиняет идеологию государства в духе этой нехитрой хохмы.

Впрочем, это походный вариант, на случай военных действий. Для мирного времени у министра есть нечто более позитивное. Подход государства к культуре, по мнению Мединского, должен быть «абсолютно прагматичен — поддерживать то, что ведет к накоплению человеческого капитала. А что это такое? Это большая рождаемость, это здоровая семья, это просто здоровый человек с правильным досугом, с образованием, с соответствующим художественным уровнем».  

Золотые слова! Румяный филистер, довольный собой и женой, после просмотра правильного патриотического фильма удаляющийся в спальню, чтобы строгать детей для нужд обороны, безопасности и народного хозяйства, — надежная опора государственного строя, достойный идеал для любого чиновника, хоть министра спорта, хоть главного санитарного врача. Вот только странно, когда на вкусы и потребности среднего мещанина ориентируется министр культуры. Дело, конечно, не в том, что многие творцы вели образ жизни, который трудно назвать здоровым, а в том, что культура неоднозначна, спорна даже в рамках школьной программы. Культура мятежна. Культура любит, по словам Хармса, огорошивать человека идеями, к которым он не подготовлен, — причем делает это на всем своем пространстве, от авангардного перформанса до тихого краеведческого музея.   

Неуютно, должно быть, культуре рядом с человеком, который стремится все на свете причесать и выровнять, всякому историческому и культурному факту дать однозначную трактовку и всякий культурный проект с этой трактовкой сверять. Бюджет Минкультуры теперь превращается в средство воспитания масс, а заодно и в инструмент их диктатуры, поскольку государственной поддержки, по Мединскому, заслуживает только то, что и так уже понятно большинству. Например, большинство вряд ли захочет, чтобы в кино показывали Чайковского геем, тем более что сам министр определил его в натуралы.

Впрочем, содержание идеологии, продвигаемой Владимиром Ростиславовичем, — не самое важное. Кого-то его идеи ужасают, заставляя вспомнить времена «России — родины слонов», кому-то они льются на душу, как бальзам, а кому-то внушают надежду на немалые бонусы за идейную грамотность. Важнее всего другое: все эти телодвижения не имеют прямого отношения к тому хозяйству, которое на самом деле было вверено министру. А это хозяйство, кажется, не очень хорошо себя чувствует.

Несколько дней назад в Минкульте случился удивительный кадровый казус: подала в отставку Юлия Зазулина, директор департамента культурного наследия, назначенная на эту должность лишь 1 октября этого года. Ее предшественница продержалась на посту девять месяцев — тоже не очень большой срок, но чтобы опытный профессионал как ошпаренный сиганул из кресла через две недели после назначения? Это каких же призраков увидела Зазулина в коридорах Минкульта, какие скелеты посыпались на нее из шкафов? Расскажите нам, мы тоже хотим знать.

О Большом театре, самом известном в мире учреждении русской культуры, уголовные репортеры теперь пишут чаще балетных критиков, и неизвестно, сколько еще эта мыльно-кислотная опера будет продолжаться.

Можно вспомнить о множестве архитектурных памятников, атакуемых застройщиками, таких как «дом Болконского» в Москве, за сохранность которых активисты и впрямь бесплатно ложатся под бульдозеры, — но Мединского эти проблемы, кажется, не очень волнуют.  Как не волнует его и подмосковная могила Казимира Малевича, закатанная в асфальт, — Малевич ведь абстракционист, непонятен массам, а превозносят его на враждебном Западе.

Правительство у нас считается непартийным и внеидеологическим, и то, что один из его членов пасет народы в рабочее время и за государственный счет, может быть терпимо лишь в благополучные времена. Но времена случаются разные, и если бюджетные деньги вдруг перестанут доходить до музейных старушек и работников оркестровых ям, то чем господин Мединский будет им заговаривать зубы? «Русским культурным кодом»?  

Впрочем, иногда он может честно развести руками. «Я не могу точно определить собственные идеологические и политические убеждения», — сказал он в интервью газете «Культура». Вот видите шарик, да? А вот — опа! — его и нету.

Комментарии
Прямой эфир