Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая

«Черный стриптиз» для детского театра

В «Зазеркалье» рискованные сцены дети смотрят вместе со взрослыми
0
«Черный стриптиз» для детского театра
«Волшебная флейта». Фото: bolshoi.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На новой сцене Большого прошли юбилейные гастроли Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье». Этот небольшой коллектив, основанный 25 лет назад режиссером Александром Петровым и дирижером Павлом Бубельниковым, по праву считается одним из лучших в России музыкальных театров для детей. 

На юбилейных гастролях, первых после 1992 года, если не считать регулярных набегов на «Золотую маску», театр представил показательный срез своего репертуара — три взрослых и три детских спектакля, начиная с классического «Детского альбома» Чайковского в оркестровке Леонида Десятникова, на котором выросло уже не одно поколение петербуржцев, до недавней премьеры моцартовской Cosi fan tutte.

Впервые в Москву приехала и «Волшебная флейта», которую можно отнести к очень редкой и ценной категории семейного спектакля, где не скучно ни взрослым, ни детям. 

Александр Петров решил показывать «Волшебную флейту» днем как детский спектакль и приложил все усилия, чтобы сделать ее доступной целевой аудитории. Во-первых, поют тут на русском, и это принципиальная позиция режиссера — «комические оперы должны идти в переводе, как мюзиклы, на иностранном языке теряется весь заложенный в них юмор». И надо сказать, на «Волшебной флейте» смеются действительно много и от души. Особенно над новым, придуманным Петровым персонажем — флейтистом, который весь спектакль гоняется за своим инструментом, отобранным Царицей ночи. 

Закрученный сюжет масона Шиканедера освобожден от всяческих философских подтекстов и поставлен как чистой воды волшебная сказка без всяких эзотерических заморочек. Каббалистические знаки в оформлении здесь символизируют некий условный сказочный мир вроде Нарнии или мира «Гарри Поттера», кадры из которого, кстати, мелькают во время пролога-увертюры на плазменном экране.   

Но этих подмигиваний поколению эпохи айпэдов, к чести постановщиков, в спектакле совсем немного. Стараясь приблизить элитарное оперное искусство к простому зрителю, Петров идет другим путем и сближает его с самым демократичным из всех искусством цирка. Тут постоянно чем-то жонглируют, герои появляются и исчезают в черной коробке-кабинете фокусника Зарастро, а Царица ночи во время коронной арии исполняет еще один «смертельный номер» с метанием ножей вокруг своей дочери.

Это, надо сказать, довольно жесткий момент, как и эпизод с наказанием мавра Моностатоса. А уж его плотское влечение к юной Памине и сцена «черного стриптиза» — совсем не детское зрелище.  

Согласно новому закону о защите детей от вредной информации, все фильмы, спектакли и передачи должны иметь возрастную маркировку, которая указывает на наличие сцен насилия и жестокости. Одной из первых жертв этого закона стала постановка «Сна в летнюю ночь» Бриттена в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Бдительные родители детей, занятых в хоре, обвинили режиссера Кристофера Олдена в пропаганде педофилии и наркомании. Тревога оказалась ложной, спектакль даже получил «Золотую маску», но осадочек, как говорится, остался.

«Волшебная флейта» — это, конечно, не депрессивный «Сон в летнюю ночь», но при желании и в ней можно найти много страшного и способного ранить хрупкую детскую психику. 

Александр Петров никакого криминала тут не находит.

— Это просто сказка, и ничего такого страшного в полушутливой сцене с мавром нет, и в его избиении по пяткам я тоже не вижу особенной жестокости. По крайней мере пока на нас никто не жаловался, — пояснил режиссер «Известиям» свою позицию.

Пожаловаться, впрочем, могут в любой момент — работа над «Сном в летнюю ночь» в «Стасике» тоже до поры до времени шла гладко. В этой ситуации спасением от не в меру ретивых защитников нравственности может быть возрастная маркировка. Для постановок «Волшебной флейты» ее диапазон, как выяснилось, широк. В Мариинском театре — «6+», в Театре Натальи Сац «12+», а постановку Грэма Вика в Большом не рекомендуют зрителям младше 16. В «Зазеркалье» на «Флейту» приглашают детей от девяти лет.

С пресловутой маркировкой театр обходится весьма вольно — по объективным причинам.

— Дирекция театрально-зрелищных касс спускает нам разнарядку, какие спектакли продавать с пометкой «0+», «6+», «14+». Как видите, вилка очень большая. Между шестью и 14 годами — огромная разница. Поэтому у нас где-то стоит «7+», где-то «9+», — сказала «Известиям» заместитель директора «Зазеркалья» Марина Корнакова.

При этом, по словам собеседницы издания, возраст зрителей, на которых рассчитан спектакль, как правило, закладывается уже на этапе замысла и ориентируется прежде всего на сложность постановки, а не на то, есть ли там «жестокие» сцены.

— В конце концов, дети любят страшные истории — взять тех же братьев Гримм или сказки Афанасьева. А в современных фильмах и играх-стрелялках всё еще хуже и добро там не побеждает зло. Модель мира в театре всё же должна приближаться к реальной. Если мы будем показывать выхолощенный, стерильный мир, ребенок нам не поверит, он почувствует фальшь, — пояснила Марина Корнакова. 

На многие спектакли, в том числе и на «Волшебную флейту», театр приглашает детей с родителями. Присутствие последних — очень разумный ход администрации, ненавязчиво перекладывающей ответственность. Пусть мамы с папами сами следят за тем, что смотрят их дети. Не нравится — можно покинуть зал. 

— К «Сказкам Гофмана» мы специально придумали подзаголовок «Три лика любви», чтобы мамы не приводили на эти «сказки» младенцев. Дети из театральных семей приходят к нам на «Волшебную флейту» и в шесть лет, и раньше. И, как правило, остаются довольны. А так каждый родитель сам решает, насколько подготовлен его ребенок, — заключила представительница «Зазеркалья».

Комментарии
Прямой эфир