Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Происшествия
В Подмосковье модель из рекламы газировки задержали с килограммом кокаина
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
В Сочи задержали рейс из-за попытки захвата самолета
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека

Вину за рост цен на бензин нефтяники перекладывают на Белоруссию

Участники топливного рынка заявляют, что взлет оптовых цен на бензин спровоцировали недопоставки со стороны белорусских компаний
0
Вину за рост цен на бензин нефтяники перекладывают на Белоруссию
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чиновники Минэнерго и ФАС выясняют причины июльского скачка оптовых цен на нефтепродукты на 20–30%. Рост был спровоцирован ажиотажным спросом на топливных биржах, где продается лишь 10–15% производимого в стране бензина. Участники рынка одним из «зачинщиков» подъема биржевых оптовых цен на бензин в июле называют белорусские компании. Впрочем, в Минэнерго не разделяют белорусскую версию, а эксперты указывают, что первыми цены подняли НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти».

Об ажиотажном спросе на нефтепродукты на бирже свидетельствует доклад СПБМТСБ «Об объемах реализации нефтепродуктов посредством биржевых торгов и о ценовых трендах» (копия есть у «Известий»), который представили в Минэнерго к заседанию штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. Согласно докладу, с 1 по 7 августа 2013 года на бирже спрос на бензин «Регуляр-92» превышал предложение на 96–212%, на «Премиум-95» — на 125–210%.

Источник в крупной нефтяной компании уверяет, что оптовые цены на бензин были взвинчены искусственно путем раздувания ажиотажного спроса на биржах, а накопленных резервов топлива вполне хватило бы для удовлетворения планового спроса на бензин.  

ФАС уже пообещала найти виновных и потребовала от нефтяных компаний объяснений. По словам начальника управления ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, к 13 августа письменные объяснения причин роста цен на бензин в июле уже прислали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и СПБМТСБ. Их аргументы сводятся к жалобам на повышение спроса на нефтепродукты в преддверии ремонта ряда НПЗ, на рост акцизов на высокооктановое топливо на 400–600 рублей за тонну, рост курса доллара и мировых цен на нефть. Кроме того, нефтяники ссылаются на то, что белорусские компании не поставили заявленные в межправсоглашениях объемы топлива.

Дмитрий Гусев, коммерческий директор компании «Новотэк-Трейдинг», также полагает, что одной из причин роста оптовых цен на бензин в июле стало падение объемов продаж белорусского бензина на бирже, что привело к дефициту на внутреннем рынке. В конце июня — начале июля белорусские компании подняли цены на свое моторное топливо, ориентируясь на цены на рынках Северной Европы и Украины (примерно на 3–4 тыс.  рублей за тонну дороже, чем продавали российские нефтяники). При этом на белорусских продавцов бензина не распространяется совместный приказ ФАС и Минэнерго о возможности повышать стартовую цену на партию выставляемого топлива не более чем на 20% от цены закрытия биржи предыдущего дня. Таким образом, виртуально белорусское топливо на бирже присутствовало, но по такой цене его не покупали, так как поначалу цены у отечественных нефтяных компаний были ниже. Но потом наши нефтяники стали поднимать цены, ориентируясь на белорусские компании как на ценовой индикатор.

 При этом в июле текущего года на СПБМТСБ продано лишь 18,9 тыс. т автобензинов из Белоруссии из общего объема продаж в 507,5 тыс. т. А объем биржевых продаж автобензинов во втором летнем месяце составил 15,4% от общего произведенного в стране — 3,3 млн т (по оперативным данным Минэнерго).

Ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу попросил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 150 тыс. т в месяц.

 — О каком ценовом ориентире вообще идет речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке, — замечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика топливных рынков» Михаил Турукалов.

По данным Анатолия Голомолзина, заместителя главы ФАС, с начала года и до конца июля из Белоруссии на российский рынок было поставлено около 700 тыс. т бензина: то есть в среднем всего по 100 тыс. т в месяц. При этом по межправительственному соглашению о поставках сырой нефти по «формуле цены» совокупная доля белорусского моторного топлива (бензин+дизельное топливо) должна составить около 2,1 млн т в год: то есть фактические поставки практически вдвое ниже договоренной.

По словам представителя концерна «Белнефтехим», информация о том, что Белоруссия не выполняет свои договоренности по поставкам нефтепродуктов в Россию, неверна.

— В течение семи месяцев Беларусь предлагала к продаже на российский рынок около 3,2 млн т автомобильного топлива, но спроса на такой объем не было. Фактические продажи составили 860 тыс. т в соответствии с потребностями рынка, — заявил он. Получается, что данные белорусских компаний расходятся с данными ФАС и Минэнерго.

Михаил Турукалов объясняет, что межправительственное соглашение двух стран о поставках нефти не требует того, чтобы белорусские нефтяники продавали нефтепродукты по тем ценам, которые являются конкурентоспособными на рынке России. Более того, в соглашении указано, что поставки белорусских нефтепродуктов в Россию могут быть сокращены или приостановлены в периоды, когда цены на рынке России существенно ниже цен на альтернативных рынках.

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов считает, что влияние снижения поставок белорусского бензина на рост оптовых цен на автомобильное топливо в июле преувеличено.

— Импорт бензина из Белоруссии в июле снизился всего на 50 тыс. т по сравнению с объемами июня, такое снижение не могло бы вызвать дефицит на российском рынке, объем производства нефтепродуктов на котором превышает 3 млн т в месяц, — сказал Грязнов.  

По информации Турукалова, взрывной июльский рост оптовых цен на бензин Аи-92 и Аи-95 начался с НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти». По его данным, «Роснефть» с июля прекратила внебиржевые продажи железнодорожных партий нефтепродуктов с заводов, принадлежащих поглощенной ею ТНК-ВР (Рязанская НПК, Саратовский НПЗ и ЯНОС). Ранее в этом году ТНК-ВР продавала на внебиржевом рынке ежемесячно до 50 тыс. т нефтепродуктов, что вдобавок к биржевым продажам бензина на уровне 80–90 тыс. т в месяц покрывало значительную часть спроса со стороны независимых сетей АЗС.

Изменение логистических потоков быстро «осушило» рынок Москвы и Московской области, примерно 40% потребностей которого обеспечивается за счет Московского НПЗ и еще 40% — за счет Рязанской НПК и ЯНОСа. Рост биржевых цен на бензин, по его мнению, начался именно на базисах поставки Центрального федерального округа, а затем распространился на Поволжье и Сибирь.

 C середины июня по 2 августа, по данным «Аналитики топливных рынков», биржевая цена бензина «Регуляр-92» производства Рязанского и Ярославского НПЗ взлетела на 8600 рублей, или на 31%, до 36 600 рублей за тонну. Самарский бензин за этот же период подорожал почти на 8300 рублей (на 30%), до 35 660 рублей за тонну, а Уфимский — на 8500 рублей (на 32%), до 35 200 рублей за тонну. Если бы закупаемый на бирже бензин «Регуляр-92» производства Рязанского НПЗ и ЯНОСа реализовывался на московских заправках, то в конце июля это приносило бы убыток в размере 2,5–2,7 тыс. рублей на тонну, а «Премиум-95» — 1,8–2 тыс. рублей на тонну. В расчетах учтены транспортные затраты, операционные издержки среднестатистической АЗС в Москве и расходы на обслуживание кредита. Официально нефтяники не комментируют этот вопрос.

 Однако независимые владельцы АЗС не успели «впасть в тотальный убыток», ведь за прошедшие полгода, когда оптовые цены на бензин падали или не росли, они успели заработать хорошую маржу. А оперативное письмо Евгения Аркуши в правительство позволило быстро привести ситуацию с оптовыми ценами на бензин в норму. Уже на первой неделе августа  в качестве реакции на это послание по итогам двух совещаний в Минэнерго с участием представителей нефтяных компаний и чиновников профильных ведомств оптовые цены на бензин поползли вниз, а объемы поставок белорусского топлива выросли.

Комментарии
Прямой эфир