Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

В Большом театре продолжаются репетиции оперы Александра Бородина в постановке Юрия Любимова
0
Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дебютировать в Большом на 96-м году жизни — судьба, выпавшая только одному режиссеру. Возраст воистину эпический (4/5 сценической истории оперы «Князь Игорь» прошли при живом Любимове), но сейчас Юрий Петрович как раз намерен с эпичностью бороться.

— В существующих постановках ему не хватает энергии, в «Половецких плясках» — драйва, — объяснил «Известиям» музыкальный консультант Любимова Владимир Мартынов. — Все ставят эти пляски очень благостно, а у нас они будут жесткие. Любимов хочет, чтобы получилась «Весна священная».

В ответе за весенний драйв — давний знакомый Юрия Любимова Касьян Голейзовский (1892–1970), чью хореографию взялся возобновить 86-летний Юрий Григорович. Два старца Юрия работали по отдельности, г-н Любимов лишь утвердил присланный ему «проект» танцев. Зато солистам, хору и мимансу довелось ознакомиться с дотошной репетиционной методой Любимова на собственном опыте.

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

— Мастер строг, хоть и доброжелателен. Своей рукой любит дожать до хребта, — косясь на г-на Любимова, откровенничает народный артист России Владимир Маторин, исполнитель роли князя Галицкого.

Одну и ту же мизансцену режиссер проходит порой по 10 раз, добиваясь нужных деталей от каждого статиста. Репетиции продолжаются шесть часов с трехчасовым перерывом, «чтобы певцам не перетрудить голоса», поясняет Юрий Петрович. Артисты работают и отдыхают, приходят и уходят — Любимов сидит на своем небольшом троне всегда. Он приезжает в театр к одиннадцати, а уезжает в девять.

— Я стал вольной птицей, работаю по контракту и очень доволен, — говорит Юрий Петрович. — Сначала был безработный, но потом меня устроили в МХТ и Большой. C 14 лет я тружусь в России, прошел две войны, начиная с финской. Какие ко мне могут быть претензии?

Еще не раз во время репетиции Юрий Петрович отвечал на виртуальные претензии и вообще вел диалог с воображаемым начальством. То в режиссерский микрофон, то на ушко коллегам, то на телекамеры он высказывался в стиле советской кухни, иронизируя над властью и ее представителями. И даже разразился отповедью в адрес поклонников советского тоталитаризма.

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

— Вдруг выползают любители Сталина. Ностальгия пошла! У меня отец и мать сидели, так что никакой ностальгии я не испытываю. Не дай вам бог вернуть тот строй. Но это ведь всё равно вырежут? — улыбнулся Любимов тележурналистам.

Расправившись с политикой, Любимов ловко возвращался к «Князю Игорю» — благо что идея оперы, на его взгляд, не чужда государственничества.

— «Князь Игорь» — опера патриотичная, в том смысле, что это завещание меньше драться и хранить свою землю, — резюмировал Юрий Петрович.

Между тем, по словам Владимира Мартынова, сам князь Игорь интересует Любимова куда меньше, чем его половецкий визави Кончак.

— Обычно Кончака трактуют как дружелюбного, чуть ли не благородного воина. А у Любимова это будет такой восточный, хитрый бандит, — анонсировал г-н Мартынов.

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

Бандит настолько хитрый, что подмял под себя целую роль своего коллеги, хана Гзака. Нет у Любимова и линии благородных отношений Кончака и князя Игоря. Вообще, бородинскую партитуру Юрий Петрович сокращал если не со сталинским, то со стальным упорством. В итоге ход оперной истории ускорился на добрых полтора часа.

— Известно, что Любимов режет всё и везде. Он в Германии резал Вагнера на глазах у немцев! Люди, сидевшие с клавирами, были изумлены, но, пролистывая несколько страниц вперед, находили место, где они находятся, и успокаивались. Никакого особенного скандала не было. Надеюсь, и у нас не будет, — говорит автор новой музыкальной редакции Павел Карманов.

Он горд тем, что отстоял несколько ценных фрагментов партитуры Бородина.

— Я боролся за наиболее красивые куски. Юрий Петрович их с удовольствием бы изничтожил, а я защитил, — рассказывает г-н Карманов, которому кое-где пришлось еще и дописывать недостающие такты в стиле великого «соавтора».

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

За каждый сантиметр бородинского музыкального поля с Любимовым боролись и дирижер-постановщик Василий Синайский, и Владимир Мартынов, и даже певцы. Где за кем победа, выяснится 8 июня, но уже понятно, что меломанам предстоит услышать весьма радикального «Игоря». Компенсацией станет консервативная визуальная часть.

— Это будет абсолютно традиционный спектакль, без особых режиссерских новшеств, — уверяет Павел Карманов. — Декорации Зиновия Марголина выполнены в духе театрального символизма, у него это восхитительно получилось. Не будет никаких спорных моментов, из-за которых публика может начать возмущаться.

Очевидно, первый спектакль Юрия Петровича в Большом театре станет не столько триумфом режиссерского самовыражения, сколько любимовским словом о музыкальной драматургии. Встревать в незавершенную речь Бородина пытались очень многие, но в нынешнем случае от этого испытываешь наименьший дискомфорт. Просто потому, что никто не скрывает: новый «Князь Игорь» — не попытка приблизиться к оригиналу и не реализация тайных замыслов композитора, а просто бенефис Юрия Петровича. На который, по его словам, уже раскуплены все билеты.

Князь Игорь вернется к Ярославне на полтора часа раньше обычного

Комментарии
Прямой эфир