Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Метафизический полюс

Писатель Александр Генис — о юбилее покорения Эвереста
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

60 лет назад, 29 мая 1953 года, новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей впервые покорили Эверест, третий и самый недоступный полюс мира. Не зря его открыли последним.

Альпинизм — в отличие от всех других видов путешествий — сравнительно недавнее хобби. В самом деле, зачем карабкаться на бесплодные вершины: если можно найти перевал, то зачем лезть выше? Чтобы это понять, потребовалась революция. Альпинизм родился в 1786-м, когда швейцарский врач Паккар поднялся на Монблан. Европа эпохи «бури и натиска» переживала бум эмоций, наглядным выражением которого стало восхождение на главную вершину континента. Человек оказался достаточно могущественным, чтобы расходовать силы на бесцельные акции. Началась та «современность», в которой мы живем и сегодня. И то, что подвиг первого альпиниста поддавался точному измерению (4810 м), повлияло на культуру Нового времени. Греки, например, знали олимпийских чемпионов, но не олимпийских рекордсменов. Понятие рекорда, выраженного в минутах, метрах, километрах, — характерное свойство именно нашей эпохи. И восторг рекорд вызывает как раз из-за своей абсолютной неприменимости в практической сфере.

— Зачем, собственно, вы полезли на Эверест? — спросили Эдмунда Хиллари журналисты.

— Потому что он есть, — лапидарно ответил Хиллари.

В этих словах, как в набоковской формуле поэзии, мало смысла и много значения. И это лучшее, что можно сказать об альпинизме. Бунт против целесообразности продолжается. Со времен Хиллари и Тенцинга более 3 тыс. альпинистов взобрались на Эверест, более 200 человек погибло на его склонах. Ни одно восхождение не принесло людям пользы, но каждое из них требовало жертв, взращивало дух и служило примером. В первую очередь для молодежи с ее столь естественной в юности тягой к героизму. Важно при этом, что подвиги альпинистов не связывают, как это слишком часто бывает, героизм с войной. Всякий поединок с природой — дуэль, а не бойня. Поэтому мне и жаль, что в моей школе не «проходили» шедевры альпинистской литературы, вроде «Аннапурны» Мориса Эрцога, кончающейся знаменательными словами: «В юности нас не волновали кровавые битвы, дающие пищу детскому воображению. Горы были для нас природной ареной, где на границе между жизнью и смертью мы обрели свободу, которой бессознательно добивались и которая была нужна нам, как хлеб».

Сам я всегда страстно любил горы. Возможно, потому, что провел молодость в плоской Латвии, где и железнодорожная насыпь считалась холмом. Зато с тех пор мне часто приходилось бывать в горах. Я и Эверест видел, причем — дважды. Один раз с самолета, а другой — на горизонте, когда мне указал на него непальский гид. Даже издалека вершина выглядела так, что до сих пор снится. Но мне туда, как и почти всем остальным людям, не добраться. К счастью, горы не требуют от нас невозможного, и каждое восхождение — пусть оно и покажется профессионалам прогулкой — способно наградить тем, что может дать только вертикаль, возносящая нас над равниной жизни.

В горах за день подъема можно, как на машине времени, пронзить все сезоны. Превращая пространство во время, вершина делает невозможное наглядным. Внизу — душно, женщины в легких платьях едят мороженое. Чуть выше — сочные  пастбища, полные весенних цветов, чей нектар делает сладким альпийское молоко. Еще выше — полоса вечной осени: грибной лес, переходящий в безвременье каменистого склона. Серый и скучный, он готовит путника к зиме, как декабрь — к Новому году. Снег появляется у перевала. Пока еще больной и рыхлый, он разъедает лето метастазами зимы.

Такая гора — календарь, поставленный на попа. Поднимаясь, мы отказываемся от его разноцветных дней ради совокупности всех цветов, собранных белизной альпийских пиков. Белое все покрывает собой: как седина — голову, как ромашки — могилу, как снег — крышу.

На вершине погода так капризна, что хоровод снежных туч, облаков и туманов заставляет сменить оптику, перейдя с фотографии на кино. Иной — нечеловеческий — ритм здешних перемен открывает и другую  — метафизическую — перспективу. Показывая нам горы в убыстренной съемке, атмосфера силится сказать нечто такое, чего мы не слышали внизу. При этом само сочетание незыблемой монументальности гор с бесконечным волнением их воздушной оболочки — дружеская подсказка. Грациозный танец неподвижного с эфемерным заманивает нас в бесконечную метаморфозу. Игра постоянного с переменным мешает нарисовать портрет гор — они, как и мы, почти никогда не бывают равны самим себе. Из-за вечных причуд погоды мы всегда видим иным то, что, в сущности, не меняется. Этот парадокс подчеркивает иллюзорность нашей картины мира, но и указывает на прочность тех устоев, которыми мы любуемся в редкие мгновенья полной ясности. И чем выше, тем яснее. Там, где кончается зона земледелия, там, куда не добирается скотоводство, там, где нечего делать и грибникам, начинается божья делянка: здесь нельзя жить, но можно молиться.

Собираясь в горы, Андрей Белый из уважения к ним надевал сюртук и галстух. У Хиллари  было другое снаряжение, но искал он, подозреваю, того же.

Комментарии
Прямой эфир