Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На границе Азербайджана и Армении установили первый пограничный столб
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Разведка США заявила о победе над Китаем в случае полномасштабной войны
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Политика
В Госдуме оценили сокращение поставок оборудования из Китая
Происшествия
Система ПВО уничтожила украинский дрон над Белгородской областью
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Мир
В США выразили опасения из-за крепнущих связей КНДР с Россией
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Из учебно-тренировочного Як-130 делают боевой самолет

Корпорация «Иркут» намерена потеснить британцев и итальянцев на мировом рынке легких штурмовиков
0
Из учебно-тренировочного Як-130 делают боевой самолет
Фото: Adrian/wikimedia.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Научно-производственная корпорация «Иркут» начала разработку высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-тренировочного реактивного Як-130. Объясняется это стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики. 

— Разработки начались несколько лет назад, и сейчас мы можем планировать  окончание первого этапа  2013-2014 годах. Ждите штурмовик Як-130 на мировых авиасалонах в скором времени, — пообещал «Известиям» информированный представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией

Он подчеркнул, что финансирование работ ведется за счет собственных средств корпорации. Машина будет напичкана высокотехнологичным оборудованием. Ее оснастят прицельным телевизионно-тепловизионным комплексом, позволяющим обнаруживать цели в сложным метеоусловиях и ночью, а возможно и бортовым радаром .

Бортовая электроника ориентирована на совместимость с высокоточным оружием, имеющим лазерное, телевизионное и спутниковое наведение. Классическим неуправляемым бомбам и ракетам тоже найдется место в отсеках. Источник в ОАК подчеркнул, что даже отработана технология установки на самолет системы топливозаправки. Практическая дальность «Рукавицы» (самолет по классификации НАТО называется Mitten) возрастет с нынешних 2 тыс. км до 4–5 тыс.

Сегмент легких штурмовиков на мировым рынке оружия — один из самых динамичных, и Россия в нем не представлена. Здесь правят бал британские Hawk, итальяно-бразильские AMX и хорошо знакомые России чешские L-39, на которых велась подготовка советских пилотов. 

По данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), Россия является вторым после США крупнейшим экспортером боевых самолетов. Поэтому ситуация в нише легких штурмовиков неприемлема, говорят в ОАК. 

Классические штурмовики типа российского Су-25 или американского А-10 Thunderbolt II — это мощные авиационные системы, которые основной массе мировых импортеров не по карману ($25 млн – $60 млн в зависимости от комплектации и модели), да и без особой военной надобности. А легкие штурмовики гораздо дешевле (максимум $15 млн), редко несут больше одной тонны вооружений, не имеют бронирования, у них слабый прицельный комплекс, но этого достаточно для конфликтов низкой интенсивности. 

Другое преимущество легких штурмовиков — относительно низкая стоимость эксплуатации. Так как они созданы на базе учебно-тренировочных машин, то не требуют дополнительной подготовки пилотов.

Планы «Иркута» одобряют и Военно-воздушные силы. Собеседник в главкомате ВВС сказал «Известиям», что боевой Як-130 ждет «большой экспортный успех», и внутри страны он может пригодиться.

— Главкомат обязательно его рассмотрит и примет решение, есть ли в нем необходимость. Легкий штурмовик очень хорош для борьбы с незаконными бандформированиями, где важнее экономичность машины, а не живучесть и защищенность, — считает офицер главкомата. 

Легкие штурмовики в мире постепенно переходят на управляемое оружие, чтобы удовлетворять растущие запросы покупателей. Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко говорит, что дешевая подержанная машина вряд ли предпочтительнее новой высокотехнологичной в глазах даже бедного импортера.

— У подержанных штурмовиков с неуправляемым оружием эффективность весьма относительна. Нынешние повстанческие формирования имеют большое количество зенитных пушек, пулеметов, переносных ракетных комплексов. Зато легкий штурмовик нового поколения, вооруженный высокоточными бомбами и ракетами, современными прицельными и поисковыми комплексами способен поразить цели, не входя в зону действия ПВО, — рассказал эксперт «Известиям».

Он добавил, что поскольку Як-130 окажется достаточно дорогим, то купить его смогут далеко не все желающие. Но стратегия «Иркута» оправдана тем, что нишу дешевых легких штурмовиков плотно заняли китайские модели, и России следует искать своего покупателя в сегменте высоких технологий.

Комментарии
Прямой эфир