Евгения Симонова и Анна Ардова закатили семейный скандал
На большой сцене Театра имени Маяковского состоялась премьера спектакля «Август. Графство Осейдж». Латышский режиссер Гиртс Эцис и худрук театра Миндаугас Карбаускис сдержанно назвали постановку «Семейной историей в 3D» (на сцену проецируются 3D-инсталляции с интерьерами комнат, сделанные художником Гинтсом Габрансом), но душераздирающие страсти пьесы 47-летнего американца Трейси Леттса укрощать не стали.
Так повелось еще со времен готического романа. Если действие происходит в графстве или в фамильном замке, жди беды. В замке семейства Уэстон поселились все мыслимые и немыслимые пороки — подлость, ложь, супружеские измены, инцест, педофилия, наркомания и психопатия в форме тяжелого обострения.
Главная героиня, мать семейства Вайолет Уэстон (Евгения Симонова), пригоршнями глотает транквилизаторы и терроризирует домашних истериками. Неудивительно, что супруг Виолетты утопился в озере еще в прологе. Именно по поводу его похорон все участники истории и собрались вместе. Компания родственников похожа на коллекцию самых разных человеческих типов. От самых обыкновенных, вроде падкого на молоденьких девочек Стива Хайдебрехта (Дмитрий Прокофьев), до странных идиотиков, вроде младших Уэстонов, свидетельствующих о неизбежном вырождении рода.
С заметным отрывом от остальных лидирует старшая дочь Барбара (Анна Ардова), нацеленная заграбастать все наследство и власть над полоумной маменькой. В своей семье она потерпела полное фиаско — замученный нравоучениями супруг Билл (Игорь Марычев) изменяет ей со студенткой, а пятнадцатилетняя дочка Джин (Дарья Хорошилова), презирая воспитательные атаки, открыто курит марихуану.
Несмотря на командные замашки, взять реванш Барбаре не удается. Мать-наркоманка передает дочери свои дурные пристрастия к таблеткам, а богатство оставляет при себе. Злобная Вайолет только разыгрывает сумасшедшую, проявляя трезвость и рассудительность, когда дело касается денег. Евгения Симонова подобрала для своей героини столько патологических подробностей, что примеру утопившегося главе семьи впору последовать всем остальным. Анна Ардова «жмет» изо всех сил, превращая свою героиню в нелепого клоуна. Что же касается дуэта этих дам, то он рискует затмить собой самые забойные номера отечественной эстрады.
Все много кричат и скандалят, беспрестанно выясняя отношения. Разговоры на повышенных тонах не подвергаются даже минимальной художественной обработке. Перебранки «в режиме реального времени» длятся почти все три с лишним часа действия. Между тем пьеса Трейси Леттса не такая пустая, как может показаться из спектакля Театра Маяковского.
Проблемы родственных уз, с годами становящиеся обузой, можно представить по-разному. Но, играя череду семейных скандалов и шокирующих разоблачений, трудно удержаться от многих актерских соблазнов. Дешевые эффекты, наигрыш, самодовольная демонстрация актерской удали въедаются в роли как нечто само собой разумеющееся. Достаточно уступить пошлости раз, другой, третий, и порочный круг замкнется — вместо интеллектуального театра, на который у Миндаугаса Карбаускиса есть и данные, и основания, возникнет еще одно бульварное заведение.