Мэрия предложит частникам профинансировать скоростной трамвай
Москва может привлечь частных инвесторов к строительству двух веток скоростного рельсового транспорта. Согласно одному из вариантов, схема государственно-частного партнерства (ГЧП) будет опробована при реконструкции открытого участка Филевской линии метро, рассказал «Известиям» источник в департаменте транспорта столицы. Другой вариант предполагает привлечение частных инвестиций при прокладке линии скоростного трамвая до «новой Москвы».
Трамвай может пойти от Калужской площади по Ленинскому проспекту с поворотом по улице Островитянова на Профсоюзную улицу, далее за МКАД по Калужскому шоссе к Мамырям, поселку Газопровод и Коммунарке. Приблизительный пассажиропоток на этой ветке, по подсчетам департамента, может составить 156 тыс. человек в сутки.
По словам источника в департаменте транспорта, речь идет об инвестициях как в строительство самих линий, так и в подвижной состав. По мнению чиновников, наличие частного партнера может повысить уровень финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств. Напомним, всего мэрия рассматривает около десятка маршрутов скоростного трамвая — помимо вышеназванных линий, планируются еще маршруты вдоль шоссе Энтузиастов в Балашиху, по Щелковскому, Ярославскому, Волоколамскому шоссе, на участках Можайского и Ленинградского шоссе в районе МКАД для связи города и области, по Севастопольскому проспекту и Липецкой лице. Первым в 2014 году планировали запустить участок вдоль Щелковского шоссе от станции метро «Улица Подбельского» до Уссурийской улицы. Всего на скоростной рельсовый транспорт необходимо 73 млрд рублей инвестиций в инфраструктуру и еще 21 млрд — в подвижной состав.
К слову, у Москвы уже есть партнер для строительства скоростной ветки трамвая от аэропорта Домодедово до станции метро Красногвардейская — компания «Домодедово Транс Девелопмент». Пилотный участок длиной 24,5 км будет построен в рамках создания сети скоростного трамвая на юге города «Южная Хорда». Предварительная стоимость 1 км путей составляет примерно $23,5 млн. Доля участия компании пока не оглашается. Как сообщили «Известиям» в «Домодедово Транс Девелопмент», проектные работы находятся на завершающей стадии, в течение месяца станет известно, когда начнется строительство.
К участию в государственно-частном партнерстве при строительстве ветки по Ленинскому проспекту можно привлечь владельцев земли в «новой Москве», считает лидер общественного движения «Москвичи за трамвай» Александр Морозов.
— Там, куда, возможно, дойдет ветка трамвая, слабая транспортная доступность, из-за этого жилье стоит дешевле, чем могло бы стоить, — полагает эксперт. — Если туда протянуть линию надежного рельсового транспорта, то и стоимость вырастет до уровня Южного Бутова.
Сейчас добраться в район Мамырей, Газопровода, Коммунарки можно только на автобусе или маршрутном такси — вдоль Калужского шоссе нет ни электричек, ни троллейбусов.
По подсчетам Сергея Хорошкова, генерального директора «МИЦ-Девелопмент», после появления трамвая цена квадратного метра в Коммунарке может вырасти на 15%. При этом Хорошков усомнился, что его компания сможет принять участие в проекте, несмотря на то что ведет на присоединенных территориях десяток строительных проектов.
Для развития скоростного трамвая московским властям будет крайне сложно найти партнеров в бизнесе из-за больших сроков окупаемости, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
— Срок окупаемости такого проекта — 15–25 лет. Меньше 10 точно быть не может. А бизнес и на 5–7 лет соглашается со скрипом, — сказал Баранов.
Частного партнера государство в таких проектах привлекает для ведения менеджмента, объясняет эксперт организации «Город и транспорт» Антон Буслов.
— Это выгоднее, чем просто нанять менеджера за государственный счет. Партнер может потратить собственные деньги на эффективный менеджмент, потом ему их компенсируют, с учетом длительного срока он получит больше, что будет выгоднее, — сказал Буслов.
По его словам, на тарифах для пассажиров частные деньги в проекте не отразятся.