Не матрешкой единой
Одним из самых удивительных подарков в истории Парижской Всемирной выставки стала огромная карта Франции, выполненная из уральских минералов и драгоценных камней. Ее в 1900 году Российская империя преподнесла в дар хозяйке биеннале – Французской Республике. Историки уверены: это был очень грамотный политический жест. Так наша страна явила всему миру не только широту русской души и уникальное мастерство своих мастеров, но и продемонстрировала величие и мощь державы.
Народные промыслы живы и сегодня, однако в сознании иностранцев Россия – набор унылых клише: ушанка, балалайка, водка, матрешка… О том, почему у нас пока нет настоящих национальных брендов, способных покорить мир, обозревателю «Известий» Марии Егоровой рассказал Геннадий Дрожжин, председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», член-корреспондент Российской академии художеств.
Как получилось, что страна с уникальной историей и культурой вызывает сегодня столь примитивные ассоциации?
Прежде всего, виноваты мы сами. Продавая ушанки, магнитики и поддельных матрешек, торговцы сувенирами на Старом Арбате, Манежной площади, смотровой площадке на Воробьевых горах и создают отрицательный бренд России. Правда, с молчаливого согласия властей. То же самое мы наблюдаем в аэропортах, где за бешеные деньги продаются якобы произведения народных промыслов. У меня есть справка Госторгинспекции – там продаются 70% подделок. Чем это опасно? Иностранец покупает сувенир, везет домой, а он через месяц трескается и облезает. Вот вам и негативный имидж: в России ничего не умеют делать качественно. При этом именно наша страна одна из немногих в мире сохранила свои народные промыслы. Только у нас до сих пор живы 14 направлений народного искусства: и лаковая миниатюра, и кружевоплетение, и резьба по кости, и роспись по дереву, и литье бронзы, чугуна, и изготовление оружия… Каждое из них могло бы стать мощным национальным брендом, ведь в промыслах работают уникальные мастера, создающие неповторимые произведения искусства.
Что же мешает?
Отсутствие государственной поддержки. Точнее, она есть, но настолько не адекватна существующим реалиям, что промыслам приходится выживать. К сожалению, за последние 20–25 лет число мастеров сократилось с 120 до 15 тыс. человек. Упала и численность выпускаемой продукции, все производства экономически не рентабельны. Кроме того, нет нормальной инфраструктуры, за последнее время удалось создать лишь один центр народных промыслов – в Нижегородской области, благодаря Валерию Шанцеву. А так во всей России нет ни одного приличного салона. Мы много пишем и говорим, что промыслами нужно целенаправленно руководить. Сейчас нас якобы курирует министерство промышленности и торговли. Также есть министерства культуры, спорта и туризма – в общей сложности 10 ведомств должны помогать промыслам. Но у семи нянек дитя без глазу. Промыслы совершенно не раскручены. А чтобы это произошло, промыслы должны хотя бы годика два побыть под присмотром государства. Нужна полноценная программа, о которой мы уже 20 лет говорим.
Во всем мире промыслы – важная составляющая туризма. В рамках экскурсий туристов обязательно завозят в какую-нибудь мастерскую, где продаются местные изделия. Почему бы и нам так же не завлекать иностранцев?
О чем и речь! У некоторых заводов есть прекрасные музеи, а при них – магазины или лавки. Например, Дулево и Вербилки с фарфором, ростовская финифть, Хохлома… Это же целый клад! Я уверен, изделия народных промыслов там обязательно купят. Интерес иностранцев к нашим промыслам большой. Недавно мы благодаря нашему спонсору вышли на европейское культурное пространство. Впервые были организованы выставки в Базеле и Женеве. У посетителей был интерес к российской экспозиции, изделия покупали, хотя люди там довольно прагматичные. Европа, которая почти потеряла свои промыслы, теперь тянется к нам. У нас даже есть письмо из Германии: «Спасибо за то, что вы сохраняете европейское искусство!» Думаю, любая страна с удовольствием примет нас с нашими выставками.
Какой из народных промыслов в первую очередь может претендовать на роль национального бренда?
Любой из промыслов мог бы достойно представлять Россию. На Западе немножко знают гжель и хохлому, но совершенно не знают бронзу, литье из чугуна, финифть, оружие, вологодское кружево… А между прочим, когда мы расплачивались с Америкой по ленд-лизу, одним из изделий, которое поставляли в счет этого долга, было как раз кружево! Какой регион России ни возьми, везде есть уникальные мастера. Например, самый южный регион страны Дагестан – это кладезь промыслов. Там и высечка по дереву, и ковроткачество, и гончарное производство, и украшения из серебра. Или Уэлен, самая восточная точка страны. Местные умельцы создают невероятные изделия из кости и китового уса, аналогов которым в мире нет.
На Олимпиаде в Сочи промыслы могли бы «выстрелить» на весь мир…
Безусловно! Ну где, как не на Олимпийских играх, национальный бренд раскручивать? Но у чиновников нет интереса к нам. Оргкомитет, который решал, кто имеет право размещать на своей продукции официальный логотип Олимпиады, поставил условие: хочешь изготавливать вещи с олимпийской символикой, заплати 50 тыс. евро. Понятно, что для крупных торговых сетей, выигравших тендер, это не сумма. Но откуда такие деньги у наших заводов, которые на ладан дышат? В итоге на играх будет продаваться не роскошная гжель или палех, а обычный ширпотреб: магнитики, кружки, ручки. Не удивлюсь, если все они будут сделаны в Китае.
А как обстоят дела с экспортом русских сувениров?
Увы, никак. Попасть на международный рынок очень тяжело. В СССР было несколько фирм в системе внешней торговли, которые занимались продвижением в том числе и национальных брендов. Но сейчас народные промыслы развиваются по законам художественной самодеятельности: директор бегает и, как мешочник, предлагает свою продукцию. Спроса на продукцию наших заводов и мастерских практически нет даже в России. При этом парадокс: первым лицам иностранных государств и зарубежным делегациям в Кремле дарят именно произведения народных промыслов – лаковую миниатюру и оружие. Например, всем послам, покидающим Россию, вручают миниатюры с видом Кремля. Помню, кто-то из французских президентов перевел Пушкина, и ему подарили лаковую шкатулку с пушкинскими сюжетами. А Маргарет Тэтчер была в восторге от наших шалей с золотым шитьем. То есть штучный товар для сильных мира сего промыслы создают, но о крупных заказах речи не идет. Сейчас мы совместно с Минпромторгом пытаемся как-то продвинуть нашу продукцию в Европу. В этом году открыли торгпредство в Вене под брендом «Золотая Хохлома». Нужна программа знакомства Европы с нашим национальным достоянием, надо создавать моду на Россию. Тогда и ассоциации с нашей страной будут правильные.