Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Красноярском крае задержали работников за кражу более тонны металла
Мир
Захарова сообщила о признаках теракта во взрыве у генконсульства РФ в Марселе
Мир
Польша потратила предназначенные для Украины €91 млн ЕС
Мир
В Евросоюзе утвердили 16-й пакет санкций против России
Мир
Австралия ввела новый пакет санкций в отношении 70 физлиц и 79 юрлиц из РФ
Происшествия
Промышленный цех загорелся на площади более 650 кв. м во Владимирской области
Общество
Мишустин заявил, что пособие на ребенка не будут учитывать при оценке нуждаемости
Армия
Минобороны сообщило о 22 уничтоженных БПЛА над регионами РФ
Мир
СМИ сообщили о взрыве рядом с генконсульством РФ в Марселе
Происшествия
Три мирных жителя пострадали после обстрела Горловки со стороны ВСУ
Мир
Рябков заявил об опасности прекращения огня на Украине без устранения первопричин
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал об отправке на передовую из части ПВО обманом
Мир
Economist предрек Украине «сотни лет» долговых обязательств по сделке с минералами
Мир
СМИ узнали о намерении Макрона и Стармера отговорить Трампа от переговоров с РФ
Мир
Более 80 жителей Британии скончались из-за применения «Оземпика»
Армия
Бойцы Росгвардии уничтожили укрытие боевиков ВФУ в курском приграничье
Общество
ФАС выдала предупреждение РЖД

Кирилл Серебренников рассказал про правителей и людей

«Сон в летнюю ночь» в постановке культового режиссера балансирует между романтикой и бытовухой
16
Кирилл Серебренников рассказал про правителей и людей
Фото: Нина Сизова
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Седьмая студия» Кирилла Серебренникова наконец выпустила долгожданную премьеру — «Сон в летнюю ночь», работа над которой началась еще в прошлом сезоне. Получилось четыре мини-спектакля про богов, про правителей, про людей и про рабочих, очень не схожих между собой по стилистике и настроению, но всё же объединенных одной темой — взаимоотношений мужчины и женщины. 

Четыре истории играются в разных пространствах. Зрители, переходя из зала в зал за своим Вергилием, рыжеволосым волшебником Паком, оказываются то перед старой дачной верандой, где выясняют отношения короли эльфов, Оберон и Титания, то в школьном классе, где предаются первым любовным утехам вчерашние выпускники с красными лентами через плечо.

Причем, одно и то же пространство может оказаться и сакральным, и профанным. За разбитыми стеклами веранды, где ссорились и играли эфирные создания, через час будут репетировать свою пьесу грубые ремесленники, и поэтика романтического запустения без перемены декораций превратится в бытовуху. 

Но иногда эти два параллельных мира все же пересекаются: ткач Моток превращается в осла и внушает нешуточную страсть околдованной дурман-цветком царице эльфов Титании. Этот эпизод в спектакле разыгрывают дважды — с точки зрения богов и с точки зрения людей. Но в обоих вариантах волшебство Оберона выглядит отнюдь не безобидной шуткой. На испытавшего метаморфозу ткача, голого и дрожащего, больно смотреть. А вынужденная измена Титании вызывает у короля эльфов такую ревность, что в ярости он чуть не разбивает маленький земной шар, которым играет, как мячом, и кажется, вот-вот крикнет своей божественной супруге: «Шлюха!».

Впрочем, это мы еще услышим в части, посвященной земным правителям. У Шекспира про афинского царя Тезея и его невесту, царицу амазонок, сказано очень мало. «Тебя мечом я сватал, Ипполита / Твою любовь жестокостью снискал», — говорит Тезей накануне свадьбы. Отталкиваясь от этой фразы, Серебренников реконструирует сложные и мучительные взаимоотношения особ из высшего общества.

Здесь идут в дело и отрывки из «Укрощения строптивой», и фантазии драматурга Валерия Печейкина, полные интимных подробностей в стиле садо-мазо. Дело, напомню, происходит в кабинете психотерапевта, а на кушетках лежат два Тезея и две Ипполиты в дорогих костюмах и вечерних платьях. Женщины, понятно, мечтают о любви, а мужчины, начав с цитирования Канта и Ломброзо («Женщина — преступница и проститутка»), переходят к методу физических действий — тортом в морду, головой об стену. Вот такая любовь.

Этот мрачный эпизод контрастирует с историей четырех влюбленных, сделанной в абсолютно фарсовом ключе. Первая школьная красавица Гермия и очкастая ботаничка Елена в приступе ревности таскают друг друга за волосы. А их ухажеры под действием волшебной травы превращаются в супергероев из комиксов. Чего они только не вытворяют: катаются на роликах, стреляют из игрушечных автоматов, исполняют стриптиз...  В общем, зажигают так, что зрители сползают со стульев от хохота.

Веселье нарастает в финальной сцене, когда незадачливые ремесленники разыгрывают перед знатными особами свой самодеятельный спектакль про Пирама и Фисбу — называют Нинову гробницу «нинкиной», свирепо рычат и трагически воздевают руки. Но этот почти уже капустник вдруг резко тормозит на полной скорости, и шекспировская пародия сменяется текстом «Метаморфоз» Овидия, где покончившие с собой Пирам и Фисба предстают уже трагическими героями.

В финале актеры и зрители под чарующий «Плач нимфы» Монтеверди вместе вращают поворотный круг жизни, который постепенно заполняется неподвижными телами героев. И в этот момент срабатывает театральная магия, объединяющая публику и артистов в единое целое. Кажется, будто мы вместе принимаем участие в каком-то сакральном ритуале, приоткрывающем дверь в другой мир, где живут жестокие бессмертные боги и древние герои и который оказывается так близко — достаточно протянуть руку.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением