Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Выставка искусства Германии соединила «Бундестаг» со «Сковородками»

Гастрольная выставка из Художественного музея Бонна открылась в Государственном центре современного искусства
0
Выставка искусства Германии соединила «Бундестаг» со «Сковородками»
Фото: ncca.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На выставке «Реальность живописи. Картина в искусстве Германии. 1950–2010» в ГЦСИ представлены не только картины и не только живопись. 

Довольно давно провозглашенный лозунг «искусство умерло» подразумевал в том числе, что традиционная технология живописи маслом на холсте больше не привлекает ни художников, ни зрителей. Со временем оказалось, правда, что слухи о кончине были преждевременными и в начале 2000-х по миру даже пронеслось модное поветрие, предполагавшее возврат к работе с кистями и красками.

Сегодня живописи уже никто не предрекает скорого исчезновения, но и восстановить ее былое доминирующее положение едва ли у кого-то получится. Теперь это лишь один из равноправных способов создания визуального искусства наряду с видеоартом, фотографией, инсталляцией, перформансом. И все-таки на очень глубинном, почти бессознательном уровне восприятия живопись остается чуть «равнее» остальных. Вероятно, этот эффект будет существовать как минимум до тех пор, пока живы поколения, рожденные в докомпьютерную эпоху. 

Перед гастрольной выставкой из Художественного музея Бонна, показанной в Государственном центре современного искусства, в этом смысле стоят несколько противоречивые задачи. Проект вроде бы нацелен на то, чтобы продемонстрировать: нет, послевоенная живопись в Германии не умерла, а трансформировалась, приобрела другой язык, стала использовать иные материалы. Словом, она скорее жива.

Однако подспудно устроители дают понять, что эти трансформации привели к качественному перерождению живописи. Новая фаза — как жизнь после смерти, как реинкарнация. Иначе чем объяснить, что в экспозицию включены реди-мейды Томаса Рентмайстера из серии «Сковородки» или фотографическое панно Андреаса Гурски «Бундестаг»?

Похоже, на выставке речь идет не столько о технологических изменениях, постигших живопись во второй половине ХХ века, сколько о процессах, происходивших в головах у авторов. Когда художники переставали наносить красочные слои на плоскую поверхность и брались за гвозди, как знаменитый Гюнтер Юккер, или за гудрон, как Герхард Хёме, это означало перенос акцента с отвлеченной «духовности» на прямые, почти инстинктивные реакции в связи со свойствами материалов.

Абстракции в этом случае уже не выражали какие-то смутные движения души, а сами их провоцировали. И даже привычная техника «холст/масло» порой использовалась для того, чтобы перевернуть всё с ног на голову — например, в буквальном смысле этим приемом пользовался Георг Базелиц, который свои фигуративные изображения писал и демонстрировал повернутыми на 180 градусов. На нынешней выставке образчиком его анархической установки выступает «антипейзаж» под названием «Песчаная дамба». 

 Стоит осознавать, что подобные метаморфозы поначалу не носили массового характера — их генерировали избранные авторы. Скажем, когда к живописи обращались Ими Кнёбель или Блинки Палермо, ученики по дюссельдорфской академии Йозефа Бойса, живопись совершенно отринувшего, они двигались вразрез со взглядами учителя — но и не в обратном направлении. По сути, они с традицией «разбирались», пробовали ее на излом еще и еще раз. Похожие намерения можно обнаружить у Эрнста Вильгельма Ная, Отто Пине, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке.

Тем не менее попытки отрицания живописи изнутри, с помощью ее же инструментов, постепенно сложились в мозаику, которая в целом не так уж деструктивна. Если долго доказывать, что какое-то художественное явление уже не справляется со своими прежними задачами, можно добиться того, что возникнет новый спектр задач. Критики живописи собственными экспериментами продлили ее век — и не исключено, что надолго.

Комментарии
Прямой эфир