Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин провел телефонный разговор с Токаевым
Политика
Пушков связал санкции против российских СМИ с неудачами Киева
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Спорт
Футболист Георгий Джикия покинет московский «Спартак» в конце сезона
Армия
ПВО уничтожила четыре авиабомбы и две ракеты над Белгородской областью
Мир
Фуры перекрыли трассу на Украине в знак протеста против закона о мобилизации
Культура
Дефо, Стоун и Племонс привезли фильм «Виды доброты» на Каннский кинофестиваль
Происшествия
На проспекте Андропова в Москве в результате ДТП перевернулся автомобиль
Мир
Лавров назвал «откровенной чепухой» организацию саммита по Украине в Швейцарии
Политика
Ушаков назвал очень успешными переговоры Путина и Си Цзиньпина
Общество
В Москве возникли серьезные пробки из-за велопробега
Общество
Бакалавры смогут завершить обучение без перехода на новую систему образования
Общество
Худрук РАМТа Бородин попал в больницу с воспалением легких
Мир
Минздрав Киргизии сообщил о 29 пострадавших в ходе беспорядков в Бишкеке
Армия
ВС РФ уничтожили склад хранения безэкипажных катеров ВСУ
Мир
СМИ сообщили о напряженности на Западе из-за приглашения РФ в Нормандию
Мир
Вице-премьер Словакии сообщил подробности о состоянии Фицо

«Роснефть» пошлет ТНК-ВР на «Юг»

Конечной точкой нефтепродуктопровода может стать Туапсе, а не Новороссийск
0
«Роснефть» пошлет ТНК-ВР на «Юг»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Поглощение ТНК-ВР «Роснефтью», возможно, приведет к изменению маршрута проектируемого нефтепродуктопровода «Юг». ТНК-ВР может поддержать предложение «Роснефти» сделать конечной точкой маршрута не Новороссийск, где расположен крупный нефтяной терминал «Транснефти», а Туапсе, где расположены причалы «Роснефти», с которых осуществляется отгрузка нефтепродуктов с Туапсинского НПЗ. Маршрут на Туапсе более выгоден «Роснефти», но обойдется на $1 млрд дороже. Оба маршрута, а также источники финансирования проекта стоимостью $4 млрд будут рассмотрены на совещании в Минэнерго 26 октября.

В июне президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать включение в инвестпрограмму «Транснефти» проекта строительства нефтепродуктопровода «Юг». Трубопровод должен соединить группу Самарских НПЗ «Роснефти» с черноморскими портами для экспорта нефтепродуктов в Европу. По словам Игоря Сечина, строительство трубопровода протяженностью 500 км оценивается в $2 млрд, срок окупаемости — пять лет. Предполагалось, что интерес к проекту проявят и другие компании: по пути от Самары до порта трубопровод должен пройти через Саратовский НПЗ ТНК-ВР и Волгоградский НПЗ «Лукойла». Планировались также поставки топлива с башкирского («Салаватнефтеоргсинтез») и Омского НПЗ «Газпром нефти». Глава «Транснефти» Николай Токарев немедленно ответил Игорю Сечину заявлением, что протяженность «Юга» составит не 500, а 1460 км, а его стоимость превысит 120 млрд рублей. По его словам, таких денег в инвестпрограмме «Транснефти» нет, но компания готова реализовать проект на средства «Роснефти». 

На заседании правительственной комиссии по ТЭКу, прошедшем 24 сентября, вице-премьер Аркадий Дворкович поручил «Транснефти» и нефтяным компаниям согласовать гарантированные объемы прокачки по трубопроводу, обсудить тариф и внести в правительство согласованные предложения по схеме финансирования проекта. Обсудить эти вопросы предполагается на совещании в Минэнерго 26 октября. Совещание пройдет под председательством замглавы Минэнерго Павла Федорова, «Транснефть» будет представлять вице-президент компании Юрий Лисин. Будут присутствовать также представители нефтяных компаний, заинтересованных в строительстве нефтепродуктопровода, — «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Газпром-нефти».  

Как пояснили источники «Известий» в компаниях, одним из главных вопросов на совещании может стать маршрут нефтепродуктопровода. Стоимость строительства до принадлежащего «Транснефти» терминала Шесхарис в Новороссийске оценивается в 92 млрд рублей. Этот проект лоббируется «Транснефтью» и всеми заинтересованными в проекте нефтяными компаниями, кроме «Роснефти». Предлагавшийся Игорем Сечиным маршрут до терминала «Роснефти» в Туапсе оценивается «Транснефтью» на 30 млрд рублей дороже. По информации источников, после поглощения «Роснефтью» ТНК-ВР последняя может изменить свою позицию и поддержать предложение «Роснефти» о строительстве трубопровода до Туапсе. В компаниях вчера отказались комментировать ситуацию, а также источник финансирования дополнительных расходов в случае строительства трубопровода до Туапсе.  

В «Лукойле» «Известиям» пояснили, что крайне заинтересованы в реализации проекта «Юг», но возражают против прямого участия нефтяных компаний в его финансировании. В компании полагают, что финансировать строительство должна государственная «Транснефть» за счет перекрестного субсидирования — заложив расходы на строительство в тариф на прокачку нефти по всей системе магистральных нефтепроводов. После вхождения «Транснефтепродукта» в состав «Транснефти» такая схема перекрестного субсидирования стала нормой — в настоящее время эксплуатация системы продуктопроводов обходится примерно в 14 млрд рублей в год, в то время как тарифом покрывается лишь 8 млрд из этой суммы. Остальные расходы берет на себя «Транснефть», покрывая их за счет доходов, полученных от прокачки нефти. Против этой схемы возражает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая вчера была недоступна для комментариев.

Как сообщил «Известиям» представитель «Транснефти», на предстоящем совещании компания будет отстаивать принципиальную позицию: трубопровод должен окупаться в разумные сроки за счет тарифа на прокачку по нему гарантированного компаниями объема нефтепродуктов. Пока об окупаемости проекта речь не идет, так как сегодня тариф на прокачку нефтепродуктов в соответствии с постановлением правительства № 980 от 2007 года не может превышать 70% железнодорожного тарифа на перевозку нефтепродуктов по тому же маршруту. В «Транснефти» рассчитывают, что Минэнерго поддержит предложение компании об «отвязывании» трубопроводного тарифа от железнодорожного.

Михаил Крутихин из Rus Energy отмечает, что при обсуждении проекта «Юг» стороны подчас руководствуются «неэкономическими соображениями». По его словам, «Роснефти», в частности, разумнее поддержать маршрут до Новороссийска. Компания вложила $4 млрд в реконструкцию Туапсинского НПЗ, его мощность увеличится с 4 млн до 12 млн т в год. Для перевалки этого объема пропускной способности терминала в Туапсе может не хватить. Его расширение потребует дополнительных инвестиций, но позволит «Роснефти» контролировать отгрузку.       

На совещании в Минэнерго подтвердить расчетами свое заявление о принципиальной неокупаемости проекта при действующих тарифах придется и «Транснефти». По данным «Транснефтепродукта», объем прокачки по трубопроводу «Юг» составит 8,7–10 млн т в год. Срок окупаемости нефтепроводов «Транснефти» в Восточной Сибири составляет 20 и более лет. При том же сроке окупаемости инвестсоставляющая в тарифе на прокачку по трубопроводу «Юг» составит около 500 рублей на 1 т. Железнодорожный тариф от Самары до Новороссийска с учетом аренды цистерн, по данным Argus Media, составляет сегодня 1885 рублей. То есть даже без отвязки тарифа от железнодорожного на эксплуатационные расходы у компании будет оставаться почти 1 тыс. рублей с каждой тонны перекачанных нефтепродуктов, что делает проект не менее рентабельным, чем остальные. 

Комментарии
Прямой эфир