Минобрнауки вернет систему распределения студентов
Министерство образования и науки хочет апробировать систему, по которой профильные и высшие образовательные учреждения будут объединены в «кластеры» не только по отраслям и направлениям профильной деятельности, но и согласно специализации самого региона, в котором они располагаются. Таким образом министерства собираются создать в различных регионах образовательные «кластеры» по тем направлениям, на которые ориентирован тот или иной регион. Также планируется привлечь различные профильные исследовательские центры и региональные предприятия профильного направления.
Данная инициатива связана с новым законом «Об образовании».
— В настоящее время необходимо создать некий механизм, который установит жесткую взаимосвязь между сферой профессионального образования, требованиями рынка труда и международными стандартами профессиональной и образовательной деятельности. Нужно формировать образовательные кластеры, в которые будут входить учреждения профессионального образования и предприятия отрасли, — говорят в министерстве.
Ранее депутат Госдумы Владимир Бурматов выступил с инициативой вернуть систему распределения студентов после окончания вузов. Бурматов также отметил, что думский комитет по образованию ранее рассматривал предложения о возвращении к данной системе, но пока нет «предпосылок к возврату существовавшей в СССР системы распределения молодых специалистов».
Система принудительного распределения всех молодых специалистов, оканчивающих высшие и профессиональные учебные заведения, была введена в СССР в 1930-е годы и прекратила существование после распада Советского Союза.
За разъяснениями «Известия» обратились к заместителю министра образования по законодательным вопросам и проекту «Открытое министерство» Наталии Третьяк.
— Законодательно полностью вернуть данную систему нельзя. В новом законе предусмотрено сохранение целевого набора, правда, уже с более жесткой привязкой с их будущим местом работы, предоставление рабочего места по окончании вуза, организация учебной практики, оказание поддержки и многое другое, — говорит Третьяк.
Специалисты, опрощенные «Известиями», неоднозначно отреагировали на данную инициативу.
Руководитель Центра образовательных разработок «Сколково» Андрей Баркин оценил инициативу в первую очередь как попытку удержать квалифицированные кадры в рамках «своей» отрасли.
— Все объединять — это мировая тенденция последних пяти лет. Здесь целью является консолидация всех разрозненных ресурсов в один «кулак». Все это рассчитано на целевые направления повышения конкурентной способности России как в экономическом секторе, так и в научном направлении. Также подразумевается, что люди смогут сразу от обучения переходить к научной деятельности, а далее и работать в определенной сфере. Данная инициатива является попыткой удержать высококвалифицированные кадры в отрасли, чтобы они не ходили работать не по профессии, — говорит Баркин.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев, чей институт уже несколько десятков лет является «кластером» технических специальностей, а вскоре станет основой для технопарка, объяснил «Известиям», что сейчас многие студенты проходят обучение без должной мотивации и желания работать по будущей профессии, потому что не знают, что их ждет после обучения.
— В чистом виде ту систему, которая была в СССР, в нынешних условиях возродить просто нельзя, и она не будет эффективной. Потому что никого заставлять нельзя работать по той или иной специальности. Сейчас нужно выстраивать политику взаимодействия с профильными работодателями. Если студент понимает, зачем он учится, для каких задач и что его ждет дальше, он будет более мотивирован и заинтересован работать по специальности. С учетом современной ситуации министерство пытается решать данную проблему, — пояснил Кудрявцев.
Своей точкой зрения с «Известиями» поделился бывший министр образования, а ныне ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов. Он подчеркнул, что оценить данную инициативу пока довольно затруднительно. Нужно ждать реорганизации высшего образования в России, но сама идея кажется Филиппову достойной.
— Сейчас стоит задача в целом выстроить систему профессионального образования в России вплоть до структуры подготовки кадров под отрасль, потому что сейчас у нас не хватает рабочих кадров. За этой идеей есть здравое зерно и смысл, который повысит качество образования. Это позволит готовить специалистов по заказу предприятий, можно будет проходить практику приближенно к производству. Сейчас у вузов возникают проблемы с профильными базовыми предприятиями по устройству студентов, — говорит Филиппов.
Глава профсоюза работников образования Андрей Демидов оценивает инициативу министерства частично положительно, но опасается, что в финальном исполнении получится совершенно не то, что задумывалось.
— Тут рассчитывается, что более осмысленной станет производственная практика, что в 90 случаях из 100 является формальностью. Тут действительно нужно привлекать к обучению работодателей, чтобы студенты могли сразу включиться в практику предприятия, что, на мой взгляд, может улучшить как образовательное, так и экономическое развитие, — говорит Демидов.
Именно в привлечении работодателей министерство видит одно из условий решения задач модернизации системы профессионального образования, повышения качества подготовки выпускников и приведения его в соответствие с потребностями рынка труда.