Минфин предлагает обсуждать миллиардные госзакупки в Госдуме
По информации «Известий»,
Министерство финансов раскритиковало
концепцию предварительного обсуждения
крупных закупок от 1 млрд рублей,
предложенную Минэкономразвития. Свои
доводы ведомство Силуанова направило
в Минэкономразвития и правительство.
В соответствии с концепцией
Минэкономразвития, обсуждения госзакупок
дороже 1 млрд рублей необходимо проводить
в три этапа. На сайте zakupki.gov.ru будут
публиковаться комментарии к закупке,
по которым потом будет составляться
протокол обсуждения. Комментарии можно
оставлять по вопросам целесообразности
тендера, обоснованности начальной цены
контракта и положений конкурсной
документации о закупке. Первый этап
общественного обсуждения проходит в
режиме реального времени на сайте,
завершается за 15 дней до окончания
приема заявок на участие в торгах. За
ним следует второй этап, который длится четыре дня, а затем — третий (не позднее чем
за 10 дней до окончания приема заявок).
Чем недоволен Минфин...
В ведомстве Антона Силуанова не
согласны с подобной схемой, отмечая,
что она приведет лишь к выборочному
обсуждению крупных закупок — только в
случае возникновения у общественности
вопросов по ним. В подтверждение этого
довода приводится статистика: с 1 апреля
по 1 июля 2012 года к обсуждению было
предложено 135 торгов, и 70,4% из них остались
без вопросов общественности. Между тем
обсуждения требуют все крупные закупки,
считают в ведомстве Силуанова.
Еще один его контраргумент для Минэкономразвития
сводится к тому, что на сайте zakupki.gov.ru
— неудобный интерфейс. Подраздел
«Общественное обсуждение закупок»
находится в разделе «Форум», а сведения
о торгах — в графе «Информация для
заказчика и поставщика». Оба раздела
никак не связаны между собой, что не
позволяет оперативно ознакомиться с
техническими параметрами закупки и
начальной ценой контракта.
Кроме того, в Минфине отмечают, что с
подачи Минэкономразвития заказчик должен за четыре дня
направить в ФАС сводный протокол (все
поступившие вопросы о закупке и ответы
на них). Ведомство Игоря Артемьева, в
свою очередь, дает экспертное заключение
и направляет его заказчику. В Минфине
напоминают, что оно должно содержать
анализ закупочной документации в
соответствии с требованиями закона о
размещении заказов и антимонопольного
законодательства. Между тем в анкете
участника торгов есть вопросы о нецелесообразности закупок. Поэтому
неясно, как ФАС будет готовить экспертное
заключение об обоснованности ответов
заказчиков на вопросы о нецелесообразности
закупок, отмечают в ведомстве Силуанова.
По итогам общественного обсуждения
(третий этап) заказчик, согласно концепции
Минэкономразвития, готовит и согласовывает со всеми
участниками слушаний итоговый протокол,
содержащий окончательное решение
(внести изменения в документацию о
торгах, отказаться от размещения заказа
или оставить закупочную процедуру без
изменений). При этом по закону «О
размещении заказов...» от 21 июля 2005 года,
заказчик вправе внести изменения в
документацию не позднее чем за пять дней
до окончания подачи конкурсных заявок.
Отказаться от проведения торгов заказчик
может только за 10–15 дней до окончания
подачи заявок (если он не уложится в
срок, опоздав на те же 5–10 дней, аукцион
состоится). В ведомстве Силуанова
отмечают, что подобный механизм несет
риски формального подхода к публичному
обсуждению закупок: необходимо за
ограниченный период времени собрать
группу экспертов, представителей
общественности и органов власти, обсудить
с ними вопросы нецелесообразности
размещения заказа и начальной цены
контракта, оценить положения конкурсной
документации, комментарии заказчика
на поступившие вопросы, согласовать
итоговый протокол и реализовать решения,
указанные в нем.
Оценивать предложенные механизмы общественного обсуждения крупных закупок преждевременно, считают в Минэкономразвития. В ведомстве отметили, что сайт будет совершенствоваться, а внесение в закупочную документацию изменений, продлевающих сроки подачи заявок, — нормальная практика.
...и что предлагает
Минфин решил поучаствовать в разработке
«закупочной» концепции с рядом идей.
Ведомство Силуанова предлагает выносить
крупные закупки на обсуждение в Госдуме
— до принятия федерального закона о
бюджете на очередной год. В рамках
парламентских слушаний министерство
предлагает приглашать главных заказчиков
«дорогих» контрактов для отчета о своих
тендерах. К дискуссии Минфин намерен
подключить журналистов, общественные
объединения, а также поставщиков и
исполнителей, заинтересованных в таких
контрактах. Сами заказчики, министерства
и другие госструктуры обязаны будут
показать депутатам всю конкурсную
документацию и обосновать проведение
конкурсов. Минфин хочет от них доказательств
соответствия закупок профильным
госпрограммам, а также реальности
представленной министерствами цены
контрактов с обзорами рынков и технологий.
Только после одобрения депутатами
контракта он может быть размещен.
Результаты парламентских слушаний
ведомство предлагает публиковать на
сайте госзакупок.
В Минэкономразвития согласны с тем, что обсуждать
крупные закупки лучше до принятия
бюджета.
— Такое общественное обсуждение (до принятия закона о федеральном бюджете при обосновании бюджетных ассигнований распорядителями. — «Известия») не противоречит концепции и в целом одобряется, — пояснили в Минэкономразвития.
Но предложение Минфина в целом в ведомстве не поддерживают.
— Учитывая объем заказов с максимальной ценой контракта свыше 1 млрд рублей, обсуждение их в Государственной думе в течение года может представляться затруднительным, — считают в Минэкономразвития.
В год, по данным Федеральной антимонопольной службы, проводится более 340 тендеров стоимостью свыше 1 млрд рублей.
К тому же в разработанной концепции
уже предусмотрено проведение общественных
слушаний с приглашением для участия в
них неограниченного круга лиц, в том
числе представителей СМИ и подрядчиков.
В Минэкономразвития настаивают, что их подход позволит
заказчикам представлять к размещению
детально проработанную документацию,
так как концепцией предусмотрено
проведение общественного обсуждения
в течение всего года, непосредственно
перед размещением заказа.
Автор проектов по открытому
государству OpenGovData Иван Бегтин считает, что и концепция Минэкономразвития, и идея
Минфина нуждаются в дальнейшей доработке.
Он предлагает, чтобы в комиссии по
обсуждению закупок от 100 млн рублей
входили представители общественных
советов, представители антикоррупционных
комитетов.
— А то сейчас складывается
практика, что на комиссии все голосуют
единогласно, нужно ее ломать, — отмечает он. — Нужна
видеозапись трансляции заседаний
комиссии. Кроме того, модель публичного
обсуждения закупок не накладывает
никаких обязательств и в то же время
дает больше полномочий Федеральной
антимонопольной службе (ведомство
Артемьева не обязано следовать замечаниям
экспертов). Они скорее будут инструментом
ФАС для проведения собственной политики,
а не реализации потребностей граждан.
— Аудитом госконтрактов должны заниматься профессиональные аудиторы, — полагает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. — А мотивировать аудиторов можно несколькими процентами от суммы контракта в случае выявления ими каких-либо существенных изъянов. Овчинка стоит выделки, ведь откаты по госконтрактам достигают десятков процентов.