Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Минфин предлагает обсуждать миллиардные госзакупки в Госдуме

Ведомство Антона Силуанова не согласно с концепцией обсуждения крупных закупок от 1 млрд рублей, предложенной Минэкономразвития
0
Минфин предлагает обсуждать миллиардные госзакупки в Госдуме
Фото: ИТАР-ТAСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий», Министерство финансов раскритиковало концепцию предварительного обсуждения крупных закупок от 1 млрд рублей, предложенную Минэкономразвития. Свои доводы ведомство Силуанова направило в Минэкономразвития и  правительство.

В соответствии с концепцией Минэкономразвития, обсуждения госзакупок дороже 1 млрд рублей необходимо проводить в три этапа. На сайте zakupki.gov.ru будут публиковаться комментарии к закупке, по которым потом будет составляться протокол обсуждения. Комментарии можно оставлять по вопросам целесообразности тендера, обоснованности начальной цены контракта и положений конкурсной документации о закупке. Первый этап общественного обсуждения проходит в режиме реального времени на сайте, завершается за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. За ним следует второй этап, который длится четыре дня, а затем — третий (не позднее чем за 10 дней до окончания приема заявок).

Чем недоволен Минфин...

В ведомстве Антона Силуанова не согласны с подобной схемой, отмечая, что она приведет лишь к выборочному обсуждению крупных закупок — только в случае возникновения у общественности вопросов по ним. В подтверждение этого довода приводится статистика: с 1 апреля по 1 июля 2012 года к обсуждению было предложено 135 торгов, и 70,4% из них остались без вопросов общественности. Между тем обсуждения требуют все крупные закупки, считают в ведомстве Силуанова.

Еще один его контраргумент для Минэкономразвития сводится к тому, что на сайте zakupki.gov.ru — неудобный интерфейс. Подраздел «Общественное обсуждение закупок» находится в разделе «Форум», а сведения о торгах — в графе «Информация для заказчика и поставщика». Оба раздела никак не связаны между собой, что не позволяет оперативно ознакомиться с техническими параметрами закупки и начальной ценой контракта.

Кроме того, в Минфине отмечают, что с подачи Минэкономразвития заказчик должен за четыре дня направить в ФАС сводный протокол (все поступившие вопросы о закупке и ответы на них). Ведомство Игоря Артемьева, в свою очередь, дает экспертное заключение и направляет его заказчику. В Минфине напоминают, что оно должно содержать анализ закупочной документации в соответствии с требованиями закона о размещении заказов и антимонопольного законодательства. Между тем в анкете участника торгов есть вопросы о нецелесообразности закупок. Поэтому неясно, как ФАС будет готовить экспертное заключение об обоснованности ответов заказчиков на вопросы о нецелесообразности закупок, отмечают в ведомстве Силуанова.

По итогам общественного обсуждения (третий этап) заказчик, согласно концепции Минэкономразвития, готовит и согласовывает со всеми участниками слушаний итоговый протокол, содержащий окончательное решение (внести изменения в документацию о торгах, отказаться от размещения заказа или оставить закупочную процедуру без изменений). При этом по закону «О размещении заказов...» от 21 июля 2005 года, заказчик вправе внести изменения в документацию не позднее чем за пять дней до окончания подачи конкурсных заявок. Отказаться от проведения торгов заказчик может только за 10–15 дней до окончания подачи заявок (если он не уложится в срок, опоздав на те же 5–10 дней, аукцион состоится). В ведомстве Силуанова отмечают, что подобный механизм несет риски формального подхода к публичному обсуждению закупок: необходимо за ограниченный период времени собрать группу экспертов, представителей общественности и органов власти, обсудить с ними вопросы нецелесообразности размещения заказа и начальной цены контракта, оценить положения конкурсной документации, комментарии заказчика на поступившие вопросы, согласовать итоговый протокол и реализовать решения, указанные в нем.

Оценивать предложенные механизмы общественного обсуждения крупных закупок преждевременно, считают в Минэкономразвития. В ведомстве отметили, что сайт будет совершенствоваться, а внесение в закупочную документацию изменений, продлевающих сроки подачи заявок, — нормальная практика.

...и что предлагает

Минфин решил поучаствовать в разработке «закупочной» концепции с рядом идей. Ведомство Силуанова предлагает выносить крупные закупки на обсуждение в Госдуме — до принятия федерального закона о бюджете на очередной год. В рамках парламентских слушаний министерство предлагает приглашать главных заказчиков «дорогих» контрактов для отчета о своих тендерах. К дискуссии Минфин намерен подключить журналистов, общественные объединения, а также поставщиков и исполнителей, заинтересованных в таких контрактах. Сами заказчики, министерства и другие госструктуры обязаны будут показать депутатам всю конкурсную документацию и обосновать проведение конкурсов. Минфин хочет от них доказательств соответствия закупок профильным госпрограммам, а также реальности представленной министерствами цены контрактов с обзорами рынков и технологий. Только после одобрения депутатами контракта он может быть размещен. Результаты парламентских слушаний ведомство предлагает публиковать на сайте госзакупок.

В Минэкономразвития согласны с тем, что обсуждать крупные закупки лучше до принятия бюджета.

— Такое общественное обсуждение (до принятия закона о федеральном бюджете при обосновании бюджетных ассигнований распорядителями. — «Известия») не противоречит концепции и в целом одобряется, — пояснили в Минэкономразвития.

Но предложение Минфина в целом в ведомстве не поддерживают.

— Учитывая объем заказов с максимальной ценой контракта свыше 1 млрд рублей, обсуждение их в Государственной думе в течение года может представляться затруднительным, — считают в Минэкономразвития.

В год, по данным Федеральной антимонопольной службы, проводится более 340 тендеров стоимостью свыше 1 млрд рублей.

К тому же в разработанной концепции уже предусмотрено проведение общественных слушаний с приглашением для участия в них неограниченного круга лиц, в том числе представителей СМИ и подрядчиков. В Минэкономразвития настаивают, что их подход позволит заказчикам представлять к размещению детально проработанную документацию, так как концепцией предусмотрено проведение общественного обсуждения в течение всего года, непосредственно перед размещением заказа.

Автор проектов по открытому государству OpenGovData Иван Бегтин считает, что и концепция Минэкономразвития, и идея Минфина нуждаются в дальнейшей доработке. Он предлагает, чтобы в комиссии по обсуждению закупок от 100 млн рублей входили представители общественных советов, представители антикоррупционных комитетов.

— А то сейчас складывается практика, что на комиссии все голосуют единогласно, нужно ее ломать, — отмечает он. — Нужна видеозапись трансляции заседаний комиссии. Кроме того, модель публичного обсуждения закупок не накладывает никаких обязательств и в то же время дает больше полномочий Федеральной антимонопольной службе (ведомство Артемьева не обязано следовать замечаниям экспертов). Они скорее будут инструментом ФАС для проведения собственной политики, а не реализации потребностей граждан.

— Аудитом госконтрактов должны заниматься профессиональные аудиторы, — полагает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. — А мотивировать аудиторов можно несколькими процентами от суммы контракта в случае выявления ими каких-либо существенных изъянов. Овчинка стоит выделки, ведь откаты по госконтрактам достигают десятков процентов.

Комментарии
Прямой эфир