Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Иране сообщили о приостановке авиасообщения в ряде городов
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Мир
Краснов поблагодарил Мадуро за поддержку после теракта в «Крокусе»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Происшествия
В России выросло число приговоров коррупционерам
Мир
СМИ сообщили о взрывах в иранской провинции Исфахан
Спорт
На шахматном турнире претенденток россиянка Горячкина сыграла вничью с Конеру
Мир
Около половины участников заседания СБ ООН покинули зал с началом речи постпреда Израиля
Мир
В Индии обнаружили позвонки древней гигантской змеи
Мир
Иранское агентство Fars сообщило о трех взрывах на северо-востоке Исфахана
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
S&P снизило кредитный рейтинг Израиля с «АА-» до «А+»
Общество
Хирург рассказал об уникальности случая девочки с «маской Бэтмена»
Армия
Расчет САУ «Гвоздика» уничтожил замаскированный опорпункт ВСУ на донецком направлении
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Экономика
Самозанятые смогут отчислять на больничные с 2026 года

«Яндекс» добился лишь 0,5% турецкого рынка поиска

Если турецкая кампания провалится, Google отвлечется от Android и соцсети Google+ и постарается отобрать у «Яндекса» Рунет
0
«Яндекс» добился лишь 0,5% турецкого рынка поиска
Фото: REUTERS/Mike Segar
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

10 месяцев назад, в сентябре 2011-го, был запущен поисковый сервис yandex.com.tr. Как выяснили «Известия», с тех пор доля «Яндекса», крупнейшей по капитализации российской интернет-компании, на турецком рынке онлайн-поиска не превысила 0,5%. Об этом говорится в отчете американской исследовательской фирмы comScore (есть у «Известий»). С апреля доля «Яндекса» стагнирует, и заявленная цель — 10–20% рынка — по-прежнему является долгосрочной.

Клиенты «Яндекса» не отказываются от Google

Турецкий рынок стал первым для «Яндекса» за пределами СНГ, сервис и представительство были открыты 20 сентября 2011 года. В первом полном месяце работы поисковика им воспользовались, по информации comScore, около 40 тыс. человек, но прошлой осенью они давали «Яндексу» не более 0,03% запросов в месяц.

К июню 2012-го у «Яндекса» уже 2,8 млн человек и 0,5% рынка, но лидирует Google с 22,9 млн пользователей и 98,5% поискового рынка. За 10 неполных месяцев работы «Яндексу» удалось отвоевать у Google именно эти 0,5% (с июня 2011-го по февраль 2012-го у американской компании было 98,9–99,1% рынка). Интересно, что, по данным comScore, общее число клиентов поисковых машин в Турции составляет 23 млн человек, то есть почти все пользователи «Яндекса» и Bing одновременно пользуются Google. Кстати, под поисковой выдачей на yandex.com.tr, как и на yandex.ru, есть ссылки на Google и Bing.

Сам «Яндекс» статистикой по Турции делится крайне неохотно, отказываясь раскрывать финансовые и прочие детали маркетинговых кампаний, а также результаты. Лишь в январе было заявление о том, что ежедневно yandex.com.tr пользуются 100 тыс. человек. Пока главным рубежом в турецком походе можно считать победу над Bing: в апреле 2012-го «Яндекс» его опередил по числу запросов (22 млн против 19 млн). В марте-апреле российский поисковик удвоил свою аудиторию с помощью рекламы, в том числе на телевидении — еще в феврале у него было 1,5 млн пользователей, в апреле показатель достиг 3 млн пользователей, но к июню сезонно сократился до 2,79 млн человек. Обогнать Bing по числу пользователей «Яндекс» может уже в июле — у того в прошлом месяце искали 2,86 млн человек.

Цель 5% к концу года

Глава «Яндекса» Аркадий Волож в сентябре 2011-го заявлял, что об итогах выхода на турецкий рынок и моделях подобных экспансий можно будет судить через год. Для начала продаж контекстной рекламы — основного источника выручки поисковика — необходимо иметь 10%-20% рынка, и это принесет в финотчет компании дополнительные несколько десятков миллионов долларов, говорил Волож. Он указывал, что если «Яндекс» добьется 2% турецкого рынка, это означает, что аудитория приняла продукт.

Волож и его соратник, технический директор Илья Сегалович, часто упирают на закономерность, отмеченную на конкурентных, немонопольных рынках поиска: у второго игрока всегда есть 20–30%. В доказательства приводятся Россия, США, Южная Корея. Сегалович в мае сообщал изданию Wall Street Journal, что если компания достигнет к концу года 5%, это будет большой успех.

«Вкурят» ли турки «Яндекс»

Аналитик «Финама» Леонид Делицын не удивлен темпами экспансии «Яндекса».

— Microsoft при всех мощностях, при операционной системе и браузере так и не смогла «Бингом» поколебать позиции Google в США. В России за последние годы создавались и умирали поисковые механизмы вроде Nigma, Quintura, Webalta, — говорит Делицын. — Поисковые рынки в большинстве стран поисковые рынки устоялись, и вывести системы, не превосходящие ничем конкурентов, можно только очень агрессивной рекламой, включая партнерства с популярными ресурсами, соцсетями. Либо революция в поиске. Пока что 0,5% для «Яндекса» — неплохой результат.

Один из ведущих итальянских экспертов по поисковой оптимизации Санте Акиль отмечает, что ключевой вопрос в поисковых привычках, то есть «вкурят» ли турки «Яндекс».

— Психологически поисковая выдача — это как сигареты: люди не меняют бренды без веских причин, у других сигарет «не такой» вкус, — сказал Акиль «Известиям». — Я часто провожу эксперименты: открываю своим клиентам или домочадцам bing.com и прошу что-нибудь поискать. Если они не замечают, что это Bing (а обычно не замечают), то всегда внезапно осознают, что это не Google, когда появляются результаты. Это потому, что результаты не те, которые они ожидали, — и они тут же идут на Google. У нас в Италии «гуглят» 90–95% пользователей. Людям нужна «зона комфорта», они хотят контролировать происходящее и предугадывать исход событий. Смена системы координат — это вылет из зоны комфорта, это я вам говорю как бывший аэрокосмический инженер. Поиск и веб-маркетинг стали настолько сложными, что это уже не столько технический, сколько социальный и психологический процесс.

Поражение в Турции приравняют к капитуляции

По словам главы компании WebCertain Group (оказывает различные поисковые услуги) Энди Эткинса-Крюгера, «Яндекс» сейчас находится в роли Google, когда тот появился в России в 2005 году. Сервис Ларри Пейджа и Сергея Брина ищет на кириллице с начала 2000-х, но только к 2006 году его поиск стал морфологическим. Домен google.ru был отобран у Дениса Гледенова в 2004 году, офис открыт в конце 2005 года. К тому времени у компании уже было 5–6% рынка — утроить же эти показатели компания сумела за два года.

Эткинс-Крюгер отметил, что «Яндекс» пока не обходится без ошибок.

— «Яндекс» считал, что он может принимать ключевые решения в Москве и что его технология является универсальной в применении, в отличие от Google, — сказал специалист «Известиям». — Тем не менее «Яндекс» начинает усваивать уроки и понимать следующее: чтобы «перегуглить» Google, нужно быстрее сблизиться с турецким руководящим составом и быстрее принимать решения. В целом я считаю, что «Яндекс» добьется своего, просто это займет больше времени, чем ожидалось. Нужно учитывать, что у Google сейчас много вызовов — это и работа с регуляторами по всеми миру в связи с покупкой Motorola, и заботы с Google+, и развитие операционной системы Android. Более того, «Яндекс» просто должен добиться успеха в Турции. Если у него не получится, он не сможет принять бой на других внешних рынках, и Google просто сосредоточит всю огневую мощь на России. Вот в чем наибольшая угроза.

На вопрос о смене системы принятия решений в «Яндексе» отметили, что в июле турецкий совет директоров «Яндекса» получит руководителя — Мехмет Али Ялчиндаг из турецкого холдинга Dogan. В пресс-службе поисковика отметили, что последняя рекламная кампания в Турции (офлайн и онлайн) прошла с конца июня до конца июля и к настоящему времени завершена. Комментировать текущие целевые показатели в Турции в компании отказались.

«Яндекс» добился лишь 0,5% турецкого рынка поиска



Комментарии
Прямой эфир