Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Евродепутат назвал возможное использование замороженных российских активов воровством
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В СМИ рассказали об отправке двух самолетов и 50 спасателей от РФ на поиски Раиси
Мир
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене премьера Санчеса
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Джон Ноймайер признался в любви к Вацлаву Нижинскому

Гастроли Гамбургского балета завершились спектаклем о русском гении
0
Джон Ноймайер признался в любви к Вацлаву Нижинскому
Солист Гамбургского балета Александр Рябко (слева) и американский и немецкий балетмейстер Джон Ноймайер после выступления артистов Гамбургского балета в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Вяткин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московские гастроли Гамбургского балета прошли с ошеломительным триумфом. Драка за лишние билеты и входные перед началом, переполненный зал Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, долгие овации по окончании выступлений... Конечно, так и подобает встречать одну из сильнейших трупп мира.

Но жгучий зрительский ажиотаж обязан не только магии имени Джона Ноймайера и высочайшему уровню его танцоров, а еще и умело составленной программе. Наряду с «Симфонией Малера» гамбургцы привезли «Нижинского». А сила трагической судьбы этого артиста такова, что интерес к ней не иссякнет никогда — сколько бы книг не издавалось, сколько бы спектаклей не ставилось.

Версия Джона Ноймайера — объяснение в любви к легенде. Его Нижинский — и гений, покоряющий творческие высоты, и абсолютное дитя, беззащитное и ранимое. И, хотя главной темой постановки стало безумие, патологические отклонения интересовали Ноймайера меньше всего.

Мир, неуклонно сходящий с ума, — вот масштаб, достойный крупнейшего хореографа современности. Вполне естественно, что в таком ракурсе личность героя вознесена на недосягаемую высоту. Нижинский в одноименном балете — величина абсолютная. Все остальное — относительно и призрачно, как сны, видения или события биографии, стремительно ускользающие в небытие.

Вацлав Нижинский (Александр Рябко) начинает танцевать, и скромный монолог разрастается в эпопею его судьбы. В круговороте воспоминаний театр и реальность не знают различий. «Шахерезада» Римского-Корсакова нагнетает всеобщее возбуждение. В четком беге, в острых прыжках носятся туда-сюда кордебалетные толпы — будто бы идет несколько репетиций одновременно. Вокруг танцора порхают Арлекин, Призрак Розы, Золотой Раб...

Роли — двойники артиста, воплощенные настроения, эмоции и желания. А коллеги, родственники, друзья и недруги нередко кажутся персонажами запутанного либретто. Самый фантастичный — великий импресарио Сергей Дягилев. Харизматичный Иван Урбан играет черного мага, властного и зловещего. Ноймайер акцентирует зависимость танцора от своего наставника. В откровенно эротических дуэтах гуттаперчиво-податливый Нижинский — ведомый, величественный, как скала Дягилев, — властитель и его души, и его тела.

Этот Дягилев чем-то похож на Фокусника из «Петрушки»: хочет — милует, хочет — карает. Вязкими шагами движется он из кулисы в кулису, жестами повелителя откидывая фанерные щиты. На пол летят то ли хлипкие декорации, неспособные создать никакую видимость, то ли ширмы, тщетно пытающиеся что-то скрыть. 

В отличие от мистического Дягилева, жена Нижинского Ромола не вписывается в придуманное либретто. Анна Поликарпова так искренне передает и восторженную влюбленность, и жертвенное долготерпение этой женщины, что веришь не только в ее реальное существование, но и в добродетельную роль в судьбе Нижинского (а о том, как было на самом деле, думать и гадать не хочется).

Хореограф играет контрастами, чередуя норму и безумие, «косноязычие» и «красноречие». Второе действие мощно поддерживает «Одиннадцатая симфония» Шостаковича. Названная «1905 год», она и в этом балете рассказывает о страшных катаклизмах истории. А сцену тем временем рассекают дикие шеренги танцовщиков в серых шинелях, но с голыми ногами — разврат и разгул революции.

Масса выплевывает то Бесноватую из «Весны священной», то обреченного на вечный протест Петрушку, то затравленное тельце (аллегорией безумия в балете Ноймайера стал старший брат Нижинского Станислав, отчаянно исполненный Алексом Мартинесом). Нижинский принимает в себя все катаклизмы человечества — багровое и черное полотнища поглощают героя в финале, словно две реки страшного времени. 

Тем не менее следить за тем, как медитации Фавна или ломкость Петрушки переходят в изощренные пластические ходы, сочиненные Джоном Ноймайером, гораздо интереснее, чем за перипетиями судеб и отдельно взятого гения, и всего человечества. Хореограф, обильно использовавший цитаты и реминисценции из балетов «Русских сезонов», провел прямую линию к своим творческим истокам. 

Комментарии
Прямой эфир