Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Захарова назвала ОДКБ эффективной структурой обеспечения безопасности
Авто
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд
Армия
Российским военнослужащим в зону спецоперации к Пасхе привезли куличи
Общество
В Ростове суд приговорил украинца к 18 годам колонии за участие в нацбатальоне
Мир
Захарова пообещала жесткий ответ на случай блокировки судов РФ в Балтийском море
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
СМИ узнали о влиянии на выпуск Boeing 787 отказа от запчастей из РФ
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Политика
В Госдуме ответили на обвинения НАТО в злонамеренных акциях
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц

Две половинки одной таблетки

Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, почему бизнес предпочитает не вкладываться в инновации
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пока задачи модернизации и технологического развития экономики РФ продолжают занимать верхние строчки в рейтинге декларируемых руководством страны приоритетов, практическая реализация мер государственной поддержки инновационной деятельности оставляет ряд вопросов. Один из них — об эффективности налоговых механизмов стимулирования инноваций, интересный не только сам по себе, но и показательный с точки зрения анализа эффективности современной российской государственной научно-технической и промышленной политики, причем в такой сфере (фискальной), в которой правомерность государственного регулирования не вызывает сомнений у экономистов самых разных школ.

Сегодня спектр мер налоговой политики, направленных на поощрение инновационной деятельности бизнеса, представлен разве что ст. 262 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней расходы на НИОКР по утвержденному правительством перечню направлений исследований (и при соблюдении ряда ограничительных условий) подлежат вычету для целей расчета базы по налогу на прибыль с повышающим коэффициентом 1,5.

Иными словами, вкладывающееся в НИОКР предприятие вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль не только на сумму фактических расходов (что нормально), но и на дополнительные 50% от суммы таких расходов. Учитывая, что действующая ставка налога на прибыль составляет 20%, фактически государство предоставляет налогоплательщикам возможность профинансировать 10% (= 50% x 20%) от НИОКР за счет налога на прибыль.

Вполне разумный на первый взгляд и хорошо известный мировой практике под названием «аплифт» (uplift) или «супервычет» (superdeduction) механизм за годы своего существования так и не был задействован — правоприменительной практике использование данной нормы Налогового кодекса неизвестно.  

Затраты на практическую реализацию права на вычет, включая выделение соответствующих затрат на НИОКР в налоговом учете, составление специальных отчетов, равно как и необходимость экспертным путем обосновывать соответствие направления НИОКР правительственному перечню (сами бухгалтеры и налоговые специалисты разобраться с темами типа «разработка технологий получения нанодисперсных частиц различной формы, пленочных и объемных нанокомпозитных материалов на их основе» не в состоянии — другому обучены, а сидеть не хочется), приводят налогоплательщиков к выводу об нецелесообразности такого количества усилий ради сомнительной экономии. Проще говоря, овчинка выделки не стоит.

Этот вывод только усиливается неопределенностью норм законодательства. Отмечу, что в 2012 году вступила в силу уточненная редакция ст. 262 НК. Однако ряд ее новых положений, в частности право налоговых органов запрашивать в научных учреждениях (по закрытому списку) экспертное заключение о соответствии выполненных НИОКР правительственному перечню, могут оказать скорее негативное воздействие на возможность применения повышенного вычета, поскольку значение экспертного мнения специалистов самого налогоплательщика и привлеченных им научных организаций априори оказывается не столь важным.

Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что в государственно-капиталистической экономике современной РФ подавляющее большинство НИОКР выполняется за счет госфинансирования, а не собственных средств предприятий, а значит, указанная норма не оказывает на их осуществление НИКАКОГО стимулирующего воздействия.

Между тем мировой практике известен широчайший спектр доказавших свою эффективность мер по стимулированию инноваций, отвечающих вполне конкретным задачам научно-технической и промышленной политики.

К примеру, задачи модернизации основных отраслей экономики решаются путем стимулирования капвложений. То есть механизмами типа инвестиционного налогового кредита (сокращение базы по налогу на прибыль на сумму капвложений) и ускоренной налоговой амортизации (списания стоимости оборудования на затраты) — вплоть до полного вычета в первый год эксплуатации по приоритетному для задач модернизации оборудованию.

Стимулирование собственно инновационной деятельности, поощрение НИОКР, помимо «супервычета», может включать в себя и фактическую компенсацию из бюджета части расходов на НИОКР.

Наконец, когда речь идет собственно о максимизации выгоды национальной экономики от использования результатов инновационной деятельности, а значит, сохранения прав на технологии, патентов в стране, налоговым стимулом должны стать привлекательные пониженные ставки налогообложения доходов по так называемой патентной корзине, льготный режим налогообложения при операциях с интеллектуальной собственностью внутри страны. Перечень специфических задач (привлечения высококвалифицированных инженерных кадров из-за рубежа, импорт, передача и освоение передовых технологий) можно продолжать, и каждой из них можно поставить в соответствие вполне конкретные механизмы налоговой политики, направленные на ее достижение и доказавшие свою эффективность на практике.  

Мы же пока пытаемся, как довлатовский тюремный фельдшер, лечить и живот, и голову двумя половинками одной и той же таблетки («смотри не перепутай!»), да еще и гомеопатической силы воздействия.

Комментарии
Прямой эфир