Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Швеции сообщили о планах передать Украине системы ПВО на 1,2 млрд крон
Мир
Партия ХДС/ХСС победила на досрочных выборах в бундестаг
Мир
Макрон обсудил по телефону Украину с Эрдоганом, Шольцем, Стармером и Орбаном
Общество
В Сочи стали вылетать ушедшие на запасные аэродромы самолеты
Армия
Военные ВС РФ уничтожили «Ланцетом» танк ВСУ в приграничье Курской области
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ было повреждено учреждение здравоохранения
Мир
Россия договорилась с Мьянмой о строительстве солнечных электростанций
Общество
В Москве начнется суд над владелицей незаконно торговавшей «Оземпиком» аптеки
Общество
Пассажиры аварийно севшего в Пулково самолета вылетят на Кубу вечером
Мир
Уолтц заявил о новом подходе США в отношениях с Россией
Мир
В Германии явка избирателей на выборах оказалась ниже показателей 2021 года
Мир
Израиль нанес удары по объектам «Хезболлы» в Ливане во время похорон Насраллы
Мир
NYT рассказала о планах госслужащих саботировать приказы Маска
Мир
Белый дом поддержал Израиль в решении отсрочить выдачу палестинских заключенных
Происшествия
На юге Москвы произошел пожар в ЖК «Ривер парк»
Мир
Лидер ХДС/ХСС Мерц объявил о победе своей партии на выборах в парламент ФРГ
Мир
SCMP заявила о строительстве в КНР способной нести гиперзвуковые ракеты подлодки

А с «Платформы» говорят

В опере Autland Сергея Невского слово и реквизит победили музыку
0
А с «Платформы» говорят
Фотография предоставлена пресс-службой проекта «Платформа»
Выделить главное
Вкл
Выкл

Куратор музыкальной программы «Платформы» Сергей Невский представил на «Винзаводе» свою оперу Autland, первоначально написанную для Рурского триеннале в Германии. Слово «платформа» подразумевает единое безбарьерное пространство. Идеалам безбарьерной среды следует и спектакль Autland — как в театральном смысле (публика и артисты обитают в одной плоскости), так и в социальном (темой оперы становится поиск контакта с аутистами).

Мальчик Федя (Роман Шмаков) с плюшевым зайцем в обнимку выдает внутренние монологи — подлинные тексты русских и немецких аутистов. Параллельно его мама (Светлана Сорокина) вещает с экрана курс коммуникативной психологии. Концентрация банальностей в ее речах зашкаливает, так что становится ясно: в интеллектуальном развитии сын ей едва ли уступает.

В финале Светлана Сорокина выходит к нам собственной персоной. Из распахивающихся дверей и в ослепительном сиянии. Мизансцена, объяснимая разве что ассоциативной памятью режиссера (Женя Беркович) о сорокинских телевизионных ток-шоу. В итоге мама обретает-таки общий язык с сыном — благодаря пресловутому зайцу в роли медиума.

Все это время в зале старательно создается атмосфера аутизма. Очаровательный миманс разносит вам плюшевые игрушки, прикладывает грелки, дует ароматизированные пузыри, тянет бечевку — в общем, развлекает тактильно и обонятельно. Беда лишь в том, что делается это не во время томительно скучных речей, а во время музыки, которой авторы словно стесняются.

Притом что именно аудиоряд местами заслуживает внимания. Вполне традиционная для европейского авангарда хоровая партитура профессионально скроена и трудолюбиво распета великолепными солистами голландской VocaalLAB.

Особенно старалась женская группа, для которой, как водится в современной музыке, материал вышел более интересным. Вооруженные камертонами и ведомые мастерскими пассами дирижера Титуса Энгеля, вокалисты могли бы превратить вечер в хороший камерный концерт. Но у авторов проекта были другие планы на вечер.

Массированная атака словесного текста закончилась победой (замечательно сделанный финальный монолог Сорокиной), а невыразительное хоровое заключение, игнорирующее финальную функцию, подписало капитуляцию. Слово «опера» в программке окончательно потеряло смысл — как на недавней премьере оратории «Боярыня Морозова», которую Родион Щедрин тоже зачем-то назвал оперой. 

Зато развлечение публики реквизитом вполне удалось. Все почувствовали, как давно они не мяли в руках пластилин, не рисовали на листочке что придется. Жаль только, что миманс действовал чересчур осторожно. Разве аутисты спрашивают, можно ли прыснуть в вас из пульверизатора? Нет, это студенты, знающие норов московской публики. Для полного погружения в тему не хватало пресловутой винзаводской раскрепощенности. Достаточно было хотя бы пригласить на премьеру настоящих аутистов и посадить их вместе со всеми, чтобы спектакль зажил по-другому.

В одном из видеофрагментов героиня Светланы Сорокиной говорила об опасности заразиться негативом от неудачников. Авторов подстерегла противоположная опасность — не заразиться темой своего спектакля. Они остались политкорректными и сочувствующими людьми, осторожно заглядывающими в неведомый мир аутистов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением