«Зверя нужно убеждать — то ли лаской, то ли поркой»

Экс-худрук Таганки Юрий Любимов встретился с молодыми деятелями театра. Беседа состоялась в рамках молодежного проекта «Платформа», которую курирует Кирилл Серебренников.
Мэтр избрал для общения форму диалога. При этом он не только сам отвечал на вопросы, но и задавал их аудитории. Начал же со случая на одном из представлений «Доброго человека из Сезуана», когда за несколько минут до начала спектакля третьекурсники-актеры поставили режиссеру ультиматум: не выйдут на сцену, если Юрий Петрович не возьмет их к себе в театр (театра у Любимова — педагога Щукинского училища — тогда еще не было).
— Скажите, что бы вы делали в такой ситуации, а потом я расскажу, как поступил сам, — обратился к молодежи мэтр.
Зрители мгновенно включились в предложенную игру — контакт между 94-летним режиссером и аудиторией сложился. Правда, предложенный молодыми вариант — отчислить взбунтовавшихся студентов — Юрий Петрович отверг:
— Это тоталитарный способ, а тоталитаристы всегда плохо кончают. Мне хотелось, чтобы жизнь спектакля продолжилась, поэтому я сказал: «Можете не играть, я выйду и извинюсь перед зрителями, но вам никакие дипломы подписаны не будут».
После чего мэтр с грустью вспомнил, что в конце деятельности Театра на Таганке сценарий повторился, только ученики продали его за $600. Больше о пражском конфликте и уходе с Таганки он не упоминал. Рассказывал о великих людях, с которыми свела судьба, делился впечатлениями от игры Станиславского, анализировал увиденные спектакли Мейерхольда.
Порой он был критически настроен к культу русской души и ругал актеров за отсутствие дисциплины и непрофессионализм, но чаще давал напутствия будущим режиссерам, сравнивая их с дрессировщиками:
— Нельзя доводить зверя, чтобы он вам голову оторвал. Нужно мягко убеждать — то ли лаской, то ли поркой.
Не избежал Юрий Петрович и разговора о переменах в стране, то и дело переводя разговор о политике в плоскость театра:
— Я две недели пробыл в святом городе Иерусалиме. Приехал — оказалось, мода переменилась. Возникло понятие «Болотной площади» и определенного контингента людей, которые на нее вышли. Появились другие критерии, другие возможности, другая интеллектуальность. Умный режиссер это поймет, если не хочет быть отсталым замшелым типом. Я, например, на протяжении всей жизни слежу за тем, как меняется силуэт у людей на улице, как меняется мода…
Кирилл Серебренников задал мэтру актуальный вопрос, должен ли художник взаимодействовать с властью. Любимов ответил:
— Я упиваюсь, когда вижу свободных людей. Но ранги знать надо, надо знать, с кем ты встречаешься, стараться выразить свое кредо, проявить ум и такт. Вам тяжело, но и им тяжело. Изменить мы с вами ничего не можем — будет большая кровь. А ее столько пускали в России, что не дай бог. Если сожгут тысячу машин и разобьют витрины, все равно восстанавливать придется народу. К этому вопросу нужно подходить с холодным разумом. Я считаю, что актер должен находить с режиссером контакт, а не стоять к нему в оппозиции. Нужно находить компромисс, но только не лгать.
В финале под хохот зала Любимов рассказал, как нарочно провалил концерт по случаю 100-летия Ленина в Кремлевском дворце съездов. Затем с ностальгией вспомнил, как поддерживал свои спектакли, стоя в проходе с фонариком, и своеобразно признался в любви актерам:
— Дорогие, надо слушать режиссеров. А если вам не нравится, надо уйти. Берите пример с англичан, у которых есть фраза: «В этой работе я несчастен, я ухожу». Хороший режиссер бережет талантливых людей. Поэтому он столько стоит в проходе и смотрит. Как это ни горько, артисты разрушают спектакли. Но раз я всю свою жизнь занимался актерами, значит, я вас люблю.
Публика, на 80% состоящая из молодых актеров, стоя проводила мэтра аплодисментами.