В России живут оптимисты
В отличие от граждан Европы или США жители России не собираются экономить на новогодних подарках, следует из глобального опроса, проведенного исследовательской компанией Nielsen. Так, 64% опрошенных жителей нашей страны собираются потратить на подарки для родных и близких столько же, сколько в прошлом году, а 14% — даже больше. И только 12% российских респондентов сократят свои расходы на подарки.
При этом аналитики компании отмечают, что в России потребители настроены более оптимистично, чем в мире в целом. Примерно 25% жителей Европы и Америки собираются потратить на новогодние подарки меньше, чем в 2010 году. Как отмечалось в опубликованном ранее исследовании компании Deloitte, среднестатистическая европейская семья потратила на рождественские и новогодние подарки на 0,8% меньше, чем годом ранее. Больше всего урезали расходы в Греции — на 22%.
«Россияне трепетно относятся к традиции дарить подарки на Новый год и Рождество. Несмотря на экономический спад и снижение общего уровня потребительского доверия, они продолжают готовиться к праздникам. В этой связи ритейлеры и производители прикладывают все усилия для того, чтобы обеспечить достаточное предложение товаров на полках», — говорит Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.
В списке потенциальных подарков лидируют бытовая техника и сотовые телефоны: 18% опрошенных россиян планируют увеличить свои расходы на эти категорию товаров. 15% российских респондентов увеличат расходы на одежду, а 14% — на игрушки. Самыми непопулярными подарками у россиян оказались видеоигры и консоли: 12% респондентов признались, что потратят на них меньше, чем в прошлом году, а 73% ответили, что не будут покупать их вовсе.
Как отмечают эксперты, речь идет скорее не о росте потребления, а о возвращении покупательской модели, характерной для докризисного 2007 года и в чем-то — 2008-го. Тогда исследовательские компании зафиксировали один из самых высоких индексов потребительского доверия россиян. Так, во втором полугодии 2008 года (кризис был в самом разгаре) этот индекс составлял 104 пункта. Индекс потребительского доверия составляется на основе оценки состояния собственных финансов граждан, перспектив трудоустройства, представлений о том, насколько удачно в данный момент время для потребления. Сейчас этот индекс равняется 89 пунктам.
Эксперты рынка даже более оптимистичны, чем исследовательские компании.
— Конечно, окончательные цифры можно будет увидеть только в январе 2012 года, но мы рассчитываем, что в этом сезоне остаточные кризисные явления будут преодолены, а рост продаж составит 20%, — говорят в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Аналогичная ситуация наблюдается и на других потребительских рынках. Например, по оценке продавцов детских товаров, еще одного новогоднего хита, продажи увеличились на 18–20%, хотя первоначально планировался более скромный рост.
— Наш рынок растет на 25–30% ежегодно. Поэтому нельзя говорить, что мы вернулись на докризисный уровень, но то, что мы скоро вернемся — это уже очевидно, — рассуждает президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Глобальный опрос Nielsen проводился в 56 странах, в том числе в России.