«Собираю людей, близких по группе крови, и выступаю в роли двигателя»
16 и 17 ноября прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва представит в Москве проект «Диалоги». Это три одноактных балета — «Лабиринт» Марты Грэм, «Диалог» Джона Ноймайера, «Объект перемен» Пола Лайтфута и Соль Леон. С артисткой встретилась корреспондент «Недели».
— Сложно ли осваивать современную хореографию танцовщику с классической школой?
— Безусловно. Еще 10 лет назад я не была к этому готова: совершенно другая гравитация, положение ног и тела. Мышцы, которые никогда не были задействованы, должны проснуться и работать, меняется баланс и центр движения... Я даже не ожидала, что будет так трудно. Понадобились смелость и огромное желание. Вся наша классическая школа балета нацелена «на воздух», на движение вверх, а у Марты Грэм — наоборот. Мне не довелось быть на уроках Грэм, но я подробно изучала ее технику, узнавала, откуда каждое движение возникает, как это связано с дыханием, с эмоцией.
— С Ноймайером было легче?
— С ним у меня многолетние отношения. В новой работе он никак не мог остановиться, воодушевленно репетировал часов по пять каждый день. Мне временами казалось, что просто не хватит сил этого выдержать: Джон до предела использовал как физические, так и эмоциональные мои возможности, чтобы получить двадцать пять минут драматического действа.
А с Полом Лайтфутом и Соль Леон мы стали одной семьей, и я окунулась в абсолютно новый мир пластического высказывания. Современная хореография построена так, что ты вытаскиваешь из себя человеческое, личностное — то, что обычно глубоко спрятано. Хореографы помогают тебе открыться с неожиданной стороны. Тогда игра превращается в твою собственную правду. Но сначала нужно максимально точно и кропотливо овладеть стилем и техникой.
— Кто с кем ведет «Диалоги»?
— Я — со зрителем, миром, партнером, хореографом, музыкой, персонажами... Здесь можно интерпретировать как угодно. Диалогов много, а название всему вечеру дал балет Ноймайера.
— Вы продолжите эксперимент со стилями и жанрами?
— У меня постоянная потребность в самовыражении. Кто бы мог подумать, что я буду сниматься у Рустама Хамдамова в фильме «Бриллианты»? Но случилось же!
— В новом проекте вы впервые взяли на себя административную часть работы.
— Я просто выступала в роли «двигателя». Должна была вникать во все детали — от юридических и художественных до технических. Вплоть до того, в какой цвет покрашен стул, который во втором акте стоит на сцене. Ноймайер перед самой премьерой решил, что он должен быть серым, а не коричневым. Понятно, что я сама не буду красить, но должна сделать так, чтобы этот стул был покрашен в срок. С любыми проблемами или вопросами подходили в первую очередь ко мне.
«Диалоги» — проект, где я инициатор, поэтому за все несу персональную ответственность и должна сделать так, чтобы все были довольны как процессом, так и результатом. Многое для выпуска «Диалогов» было сделано силами моего фонда (Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой. — «Известия»). Иной раз приходилось «работать своим авторитетом», чтобы все было на самом высоком уровне. Но я стараюсь собирать людей, которые близки мне по духу, по группе крови. На подготовку одноактного балета, который идет на сцене менее получаса, приходится потратить несколько лет и столкнуться с сотней проблем. Это каторжный труд.
— Зачем вам такое напряжение?
— Пока я — действующая балерина, хочется по максимуму вложиться в собственные проекты. Как оказалось, лучше не ждать годами, пока родной Мариинский театр и зарубежные хореографы договорятся, а самой предложить им способ объединиться. В результате «Диалоги» — проект новаторский: впервые хореография Грэм была представлена в России и впервые Лайтфут и Леон работали с русскими танцовщиками. Это дорогого стоит.
«Диалоги», 16 и 17 ноября, 19.00. Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.