Если мы не хотим потерять страну, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность
- Мнения
- Общество
- Если мы не хотим потерять страну, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность
Во всем западном мире в последнее время все шире обсуждается проблема ослабления гражданственности, патриотизма, идентичности с государством и нацией, лояльности. Политическая апатия — вещь не просто нехорошая, а предельно опасная для самих основ западной цивилизации. Когда молодой человек не отождествляет себя со своим государством, своим народом, но отождествляет лишь с группой (хоккейных или футбольных фанатов, рокеров, байкеров, поклонников Dot Nets, протестным движением) и вообще не участвует в политике, включая выборы, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации.
Собственно, аналогичная ситуация наблюдается и в России.
Юная часть населения обращается к политике лишь в форме политического
консьюмеризма («Наши» и т.д.), охватывая неразличимую долю молодежи. Только
какая-нибудь трагедия может привести группу на политическое поле, да и то на
пару часов (события на Манежной). Действительно, активный электорат — это старшие поколения, которые в соответствии с
законами природы постепенно уходят, опуская цифры участия (партиципации)
сначала до 60%, потом до 40%, но все чаще и до 20%. 20% — это не
демократия, это способ отбора во власть людей теми, кто в основном уже вне
рабочей силы, кто для национального продукта — не донор, а реципиент,
но со своим интересом — получить из ВВП для себя побольше. А тогда при любом идеальном устройстве выборов власть не будет набором
людей, отражающих интересы всего
общества, весь их спектр, это будет власть меньшинства. Но не меньшинства, посещающего
выборы, а правящего «меньшинства», умеющего своевременно угодить меньшинству
голосующему.
Почему же возникает самоотчуждение молодых поколений от общественной жизни, особенно от политической партиципации? Отказ от общественной жизни — свидетельство ослабленного или вообще несформированного чувства обязанности, долга перед государством и обществом. Вместе с тем мы не можем сказать, что молодежь обитает лишь в двух пространствах — служебном (учебном) и домашнем (семейном). Мы наблюдаем ее весьма часто за переделами этих пространств, и это означает, что в ее сознании и пространство, и смыслы политики «переформулированы», перезагружены. Молодежь создает свое, квазиполитическое пространство и заполняет его своими формами и своими смыслами. Это, вероятно, тоже некая форма гражданственности, но явно неконвенциональная (локальное волонтерство, участие в транснациональных протестах, этногруппировки и т.д.). Возможно ли «прорастание» таких форм в полноценное гражданское общество? Вряд ли у кого-то есть уверенный положительный ответ на этот вопрос.
Было бы неверным считать, что государство
своей политикой и деятельностью не вносит свой вклад в поддержание и даже в формирование
гражданина и гражданственности (или
искажение его конвеционального бытия). Прежде всего традиционный гражданин
и его поведение (гражданственность) формируются в контексте обеспечения
политической системой таких
принципов, как свобода личности, свобода
слова, право на справедливый суд, право собственности и его эффективная защита. Из этих принципов лишь свобода
личности обеспечивается российской
политической системой. Свобода слова дозволяется в ограниченных
информационных пространствах. Большая часть доступного всем медиапространства — электронные
СМИ — контролируются жестко. Там
расставлены удачно подобранные и хорошо
оплачиваемые менеджеры, готовые не допускать инакомыслия. Такое поведение
осуждается значительной частью молодежи. О справедливости суда и защите
собственности не стоит даже и говорить.
Государство формирует гражданина, обеспечивая индивиду доступ к участию в политической власти. Увы, поддерживая ангажированные и ограниченные
«движения» политического консьюмеризма, власти добиваются лишь отчуждения молодежной
массы от системы. Разрекламированный поворот в
этом деле в ходе прошедших
праймериз на практике кончился чем-то
минимальным и неубедительным. Да, кого-то «отобрали» и «допустили», послав еще один сигнал о том, что принцип отбора «снизу
вверх» властями не принимается.
Наконец, государство воздействует на формирование
гражданственности (и на удержание ее конвенциональных форм) своей социальной
политикой: обеспечение равных прав на
образование, медицинские услуги и т.д. В этой сфере ничего не меняется к
лучшему в здравоохранении, и идет постоянное ухудшение в образовании: селекция
вузов и школ на успешные, не очень успешные и
неуспешные с локацией большинства
молодежи в посредственных и плохих образовательных учреждениях. Доступ к лучшим услугам
(20 лет назад бесплатным) все чаще натыкается на постоянно растущий барьер платности. Молодежь, видя неучастие в ее судьбе
государства, отвечает своим неучастием в государстве нелояльностью.
Все три формы (гражданская,
политическая и социальная) поддержания государством гражданского поведения
молодежи, как мы видим, на практике ведут лишь к ее отчуждению от своих государственнических обязанностей. А когда сюда добавляются соблазны глобального
меню гражданских, социальных и политических преимуществ, то патриотизм молодежи еще больше падает, что и
фиксируют наши социологические замеры. И все это происходит в условиях уже двадцатилетнего отсутствия воспитания (и
образования) гражданственности в школе и
семье — двух главных институтах формирования гражданина.
Выводы из сказанного очевидны. Если мы не хотим в долгосрочной перспективе потерять страну, то, во-первых, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность, а не устранять ее; во-вторых, придется восстанавливать воспитание гражданственности в школе и семье. Как это делать — тема следующих статей.
Автор — заместитель научного руководителя Высшей школы экономики.