Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Мир
На Украине предложили запретить украинским чиновникам вести каналы в Telegram
Происшествия
Пять человек задержаны по подозрению в поджоге вертолета на московском аэродроме
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
Философ Дугин назвал фильмы «Матрица» или «Терминатор» проекциями будущего Запада
Происшествия
Гладков сообщил о сбитой на подлете к Белгороду воздушной цели
Мир
Фон дер Ляйен допустила блокировку соцсети TikTok на территории Евросоюза
Общество
Апрель 2024-го вошел в тройку самых теплых в Москве за всю историю метеонаблюдений
Мир
В Казахстане задержали экс-главу МВД Тургумбаева по делу о массовых беспорядках
Мир
CNN сообщил о предложении к ХАМАС освободить 33 заложника за прекращение огня в Газе
Общество
На 40-й день со дня теракта в «Крокусе» к стихийному мемориалу несут цветы
Мир
Украинский пленный рассказал об обмане со стороны командиров
Мир
Герцогиня Эдинбургская Софи посетила Украину по настоянию МИД Великобритании
Мир
MWM узнал об отзыве ВСУ танков Abrams с линии фронта из страха перед ударами России
Происшествия
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с подконтрольной ГУР Украины структурой
Мир
СМИ указали на увеличение состояния Маска на $37 млрд за неделю

Если мы не хотим потерять страну, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность

Экономист Лев Любимов — о том, почему молодежь становится менее патриотичной
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во всем западном мире в последнее время все шире обсуждается проблема ослабления гражданственности, патриотизма, идентичности с государством и нацией, лояльности. Политическая апатия — вещь не просто нехорошая, а предельно опасная для самих основ западной цивилизации. Когда молодой человек не отождествляет себя со своим  государством, своим народом, но отождествляет лишь с группой (хоккейных или футбольных фанатов, рокеров, байкеров, поклонников Dot Nets, протестным движением) и вообще не участвует в политике, включая выборы, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации.

Собственно,  аналогичная ситуация наблюдается и в России. Юная часть населения обращается к политике лишь в форме политического консьюмеризма («Наши» и т.д.), охватывая неразличимую долю молодежи. Только какая-нибудь трагедия может привести группу на политическое поле, да и то на пару часов (события на Манежной). Действительно, активный электорат — это  старшие поколения, которые в соответствии с законами природы постепенно уходят, опуская цифры участия (партиципации) сначала до 60%, потом до 40%, но все чаще и до 20%. 20% — это не демократия, это способ отбора во власть людей теми, кто в основном уже вне рабочей силы, кто для национального продукта — не донор, а реципиент, но со своим интересом — получить из ВВП для себя побольше. А тогда при любом идеальном устройстве выборов власть не будет набором  людей, отражающих интересы всего общества, весь их спектр, это будет власть меньшинства. Но не меньшинства, посещающего выборы, а правящего «меньшинства»,  умеющего своевременно угодить меньшинству голосующему.

Почему же возникает самоотчуждение молодых поколений от общественной жизни, особенно от политической партиципации? Отказ от  общественной жизни — свидетельство ослабленного или вообще несформированного чувства обязанности, долга перед государством и обществом. Вместе с тем мы не можем сказать, что молодежь обитает лишь в двух пространствах — служебном (учебном) и домашнем (семейном). Мы наблюдаем ее весьма часто за переделами этих пространств, и это означает, что в ее сознании и пространство, и смыслы политики «переформулированы», перезагружены. Молодежь создает свое,  квазиполитическое пространство и заполняет его своими формами и своими смыслами. Это, вероятно, тоже  некая форма гражданственности, но явно неконвенциональная (локальное волонтерство, участие в транснациональных протестах, этногруппировки и т.д.). Возможно ли «прорастание» таких форм в  полноценное гражданское  общество? Вряд ли у кого-то есть уверенный положительный ответ на этот вопрос.

Было бы неверным считать, что государство своей политикой и деятельностью не вносит свой вклад в поддержание и даже в формирование гражданина и гражданственности (или искажение его конвеционального бытия). Прежде всего традиционный гражданин и его поведение (гражданственность) формируются в контексте обеспечения политической системой таких принципов, как свобода личности, свобода слова, право на справедливый суд, право собственности и его эффективная защита. Из этих принципов лишь свобода личности обеспечивается российской политической системой. Свобода слова дозволяется в ограниченных информационных пространствах. Большая часть доступного всем медиапространства — электронные СМИ — контролируются жестко. Там расставлены  удачно подобранные и хорошо оплачиваемые менеджеры, готовые не допускать инакомыслия. Такое поведение осуждается значительной частью молодежи. О справедливости суда и защите собственности не стоит даже и говорить.

Государство формирует гражданина, обеспечивая индивиду доступ к участию в политической власти. Увы, поддерживая ангажированные и ограниченные «движения» политического консьюмеризма, власти добиваются лишь отчуждения молодежной массы от системы. Разрекламированный поворот в  этом деле в ходе прошедших праймериз на практике кончился чем-то минимальным и неубедительным. Да, кого-то «отобрали» и «допустили», послав еще один сигнал о том, что принцип отбора «снизу вверх» властями не принимается.

Наконец, государство  воздействует на формирование гражданственности (и на  удержание ее конвенциональных форм) своей социальной политикой: обеспечение равных прав на образование, медицинские услуги и т.д. В этой сфере ничего не меняется к лучшему в здравоохранении, и идет постоянное ухудшение в образовании: селекция вузов и школ на успешные, не очень успешные и неуспешные с локацией большинства молодежи в посредственных и плохих образовательных учреждениях. Доступ к лучшим услугам (20 лет назад бесплатным) все чаще натыкается на постоянно растущий барьер платности. Молодежь, видя неучастие в ее судьбе государства, отвечает своим неучастием в государстве нелояльностью.

Все три формы (гражданская, политическая и социальная) поддержания государством гражданского поведения молодежи, как мы видим, на практике ведут лишь к ее отчуждению от своих государственнических обязанностей. А когда сюда добавляются соблазны глобального меню гражданских, социальных и политических преимуществ, то патриотизм молодежи еще больше падает, что и фиксируют наши социологические замеры. И все это происходит в условиях уже  двадцатилетнего отсутствия воспитания (и образования) гражданственности в школе и семье — двух главных институтах формирования гражданина.

Выводы из сказанного очевидны. Если мы не хотим в долгосрочной перспективе потерять страну, то, во-первых, государство должно своей политикой поддерживать  гражданственность, а не устранять ее; во-вторых, придется восстанавливать воспитание гражданственности в школе и семье. Как это делать — тема следующих статей.

Автор — заместитель научного руководителя Высшей школы экономики.

Комментарии
Прямой эфир