Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

Северный морской путь увеличит грузооборот в 50 раз

Государство собирается возродить транспортную инфраструктуру Арктики
0
Северный морской путь увеличит грузооборот в 50 раз
фото: Анастасия Новикова / ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

6 августа в Нарьян-Маре секретарь Совета безопасности Николай Патрушев провел совещание с руководителями приарктических регионов. Обсуждали перспективы освоения сырьевых ресурсов Арктики и возможные финансовые источники, которые потребуются.

Все амбициозные планы России по освоению Арктики связаны с Северным морским путем. Юридический статус этой старейшей транспортной артерии до сих пор не закреплен. Но Минтранс уже внес в правительство законопроект, устраняющий данную проблему. Для развития СМП создадут специальную администрацию, которая будет полностью обеспечивать работу этого транспортного канала.

Но главная задача — строить ледоколы. Сейчас на трассах СМП работают 10 ледоколов, однако только два из них — «Ямал» и «50 лет Победы», который построили в 2007 году, — не выработали еще свой ресурс. Стоит отметить, что у «Ямала» срок выработки ресурса заканчивается в 2011 году. Заменять эти суда пока нечем, но планируется построить один атомный и три дизельных ледокола. Один из участников совещания рассказал, что было решено начать с 2012 года финансирование строительства еще трех атомных ледоколов.

По подсчетам Минтранса, грузопоток по СМП к 2020 году увеличится до 64 млн т в год, а к 2030-му — до 85 млн т. Для сравнения: в 2010 году общий грузооборот на Севморпути  составил 1,8 млн т, при том что в 1987 году перевезли 6,6 млн т. При этом удастся сократить срок доставки грузов из Европы в Азию в среднем на 10 суток. Но это при условии, что все планы правительства по развитию СМП будут реализованы.

Потенциальная база — нефть и конденсат с Центрально-Харасавэйского, Новопортового, Штокмановского месторождений, месторождений на шельфе Баренцева моря и Тимано-Печорского, газ с Ямала, продукция «Норильского никеля» и северный завоз.

Сам Патрушев на встрече в Нарьян-Маре признал, что состояние инфраструктуры СМП не отвечает требованиям по защите национальных интересов России.

— Из-за этого снижается инвестиционная привлекательность этой главной ресурсной базы страны, — заявил Патрушев. — Это негативно влияет на обеспечение военной безопасности в Арктике.

В таких условиях важные объекты в Арктике становятся очень уязвимыми. Один из участников встречи рассказал «Известиям», что в решении, принятом по итогам совещания, есть отдельный пункт по усилению защиты этих объектов от террористических атак.

Патрушев очень аккуратно сказал о средствах навигации на СМП, отметив, что сейчас ими обеспечены только западные районы Арктики, в то время как основная часть природных ресурсов расположена в восточной. Источник «Известий» в Минтрансе более детально обрисовал ситуацию.

— Контроль за навигационной обстановкой на значительном участке трассы практически отсутствует. Установленное еще во времена СССР навигационно-гидрографическое оборудование изношено. В таких условиях моряки определяют координаты с помощью ГЛОНАСС и GPS, но они не обеспечивают необходимой точности в высоких широтах. Спутниковая и сотовая связь там тоже не работают, поэтому для переговоров используют примитивные УКВ-передатчики.

Другая проблема заключается в том, что далеко не на всем протяжении СМП доступен для спасателей. На некоторых участках рядом просто нет необходимой спасательной техники. Однако в Минтрансе обещают исправить эту ситуацию — к 2015 году будет построено 37 аварийно-спасательных судов.

Откуда деньги? Одним из источников станут добывающие компании, которые работают или только собираются работать в Арктике. Их нагрузят дополнительными обязательствами, в том числе и по поддержанию транспортной инфраструктуры. Речь идет о таких компаниях, как «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть», которым поручено вместе с Минприроды подготовить свои предложения по созданию нового центра нефте- и газодобычи в регионе.

Комментарии
Прямой эфир