Вклад эмира ценности не утратил
суратбек абдурахимов: Здесь я с 1989 года, то есть уже больше двадцати лет. Хорошо знаю и люблю наш город. Но, конечно, помню и родной Узбекистан. В 1988-м в Андижане я окончил Государственный медицинский институт по специальности "педиатрия". Через год приехал в Ленинград в Институт усовершенствования врачей, который теперь называется Санкт-Петербургской академией постдипломного образования. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по хирургии, а в 2004-м - докторскую.
и: Теперь к вашим научным заботам добавится еще одна, которую вы сами себе создали, взявшись за организацию национально-культурной автономии.
абдурахимов: Мысли об этом появились уже давно, но лишь в последние месяцы они приобрели, наконец, более-менее конкретные очертания. В феврале и марте в Центральном, Выборгском и Невском районах встречались представители узбекского сообщества, постоянно в этих районах проживающие. На встречах обсуждались вопросы сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, а также взаимодействия с государственными органами Российской Федерации. Кроме того, было принято несколько важных и, я бы сказал, по-настоящему судьбоносных решений.
и: Они касаются каждого района в отдельности или всего города в целом?
абдурахимов: И районов, и города. В России право на создание национально-культурной автономии - сокращенно НКА - закреплено законом. В запланированном нами деле создания автономии Узбекистана в Санкт-Петербурге, соблюдая принятый порядок, мы идем от частного к общему. В каждом районе, где прошли встречи, было принято решение о создании соответствующей организации. В Центральном районе планируется создать узбекскую национально-культурную автономию под именем "Согдиана", в Выборгском районе - "Ташкент", в Невском - "Бактрия". Учредительные собрания всех трех намечены на 14 мая. А уже после создания этих местных организаций мы, следуя Федеральному закону "О национально-культурной автономии", начнем готовить государственную регистрацию городской НКА.
и: Национально-культурные автономии и объединения есть в Санкт-Петербурге у представителей многих национальностей, но НКА Узбекистана в городе никогда не было. Почему, как по-вашему?
абдурахимов: Мне кажется, возникали чисто технические трудности. В Узбекистане 12 областей и одна автономная республика, все они имеют свои особенности. Создавая автономию в Петербурге, надо учитывать интересы и мнения представителей всех территорий. Такая задача была и остается весьма непростой.
и: Что для городской автономии Узбекистана будет самым существенным, как вы считаете?
абдурахимов: Очень важно свести к минимуму количество нелегалов из Узбекистана в Петербурге. На мой взгляд, решить такую проблему можно лишь путем консолидации усилий всех причастных сторон: и общественных организаций, и государственных.
и: Под нелегалами вы подразумеваете людей, которые приехали работать без документов?
абдурахимов: Я смотрю на это понятие более широко. Возможно, отчасти здесь сыграла роль моя профессия. Трудовые мигранты, приезжая в Россию на заработки, нередко обращаются к недобросовестным посредникам, делающим фальшивые документы и особенно медицинские справки. К сожалению, часто их получают и разносчики различных заболеваний, таких как СПИД, гепатиты. Как врач я могу также рассказать о том, что из-за переезда в более влажный климат Петербурга у некоторых людей с востока здесь просыпается так называемый "спящий" туберкулез. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, около двух миллиардов людей, то есть каждый третий в нашем с вами окружении, инфицированы микробактерией туберкулеза. Пока человек здоров, организм справляется с ней, но при неблагоприятных условиях - таких как тяжелое заболевание, неполноценное питание, плохие условия жизни - болезнь может проснуться. Кроме того, развитие недуга возможно и при тесном контакте с больными активной формой туберкулеза. Трудовые мигранты часто живут в одной комнате, в которой помещается, скажем, двадцать человек, они обходятся небольшим количеством общей посуды и зачастую одним полотенцем, так что все в зоне повышенного риска. Это лишь один пример того, к чему может привести выдача фальшивых документов. Выражаясь профессиональным врачебным языком, скажу: чтобы избежать подобных ситуаций, необходима комплексная диагностика и серьезные профилактические меры.
и: Какие, например?
абдурахимов: Например, срочно вытеснить с рынка компании, выдающие фальшивые справки и документы приезжающим в Петербург из Узбекистана. Необходима единая база данных национально-культурной автономии и узбекской общины в Санкт-Петербурге. Нужна постоянная связь с Узбекистаном, с живущими там родными трудового мигранта, приехавшего сюда на заработки. С помощью средств массовой информации, в том числе и через свою собственную газету, автономия сможет осуществлять регулярный мониторинг ситуации и реагировать на нее.
и: Полезно ли, с вашей точки зрения, разъяснять приезжающим в Петербург на работу иностранцам культурные устои нашей страны и нашего города?
абдурахимов: Задача шире: необходимо взаимное культурное просвещение. Я, например, этнический узбек и вместе с тем гражданин России. Но в каком-то смысле тоже здесь гость, обладающий от рождения собственными культурными традициями. Важно, что исторически Россия и Узбекистан тесно связаны между собой. Когда началась Вторая мировая война, только из родной мне Андижанской области Узбекской ССР на фронт ушли 97 000 человек. Пятеро братьев моего отца погибли во время войны, сражаясь за Советский Союз... Соборная мечеть Санкт-Петербурга и один из красивейших домов на Каменноостровском проспекте были построены благодаря одному из ярчайших представителей узбекской национальной культуры - эмиру Бухарскому, правившему в Бухаре на рубеже XIX и XX веков. Этот человек являлся генералом от кавалерии русской службы и был удостоен высших российских орденов, включая орден Андрея Первозванного. Можно бесконечно перечислять нити, соединяющие наши народы. Поэтому в рамках национальной автономии обязательно будет создан Узбекский культурный центр, для которого просветительская функция станет основной.