Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Мир
В посольстве РФ сообщили о 70 раундах санкций Канады против России
Мир
Зеленский потребовал мир отреагировать на пуск российской ракеты «Орешник»
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Мир
Советник Нетаньяху заявил о возможной роли РФ в перемирии с «Хезболлой»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд

Красота по-испански

В отечественный прокат выходят два испанских фильма: "Бьютифул" Алехандро Гонсалеса Иньярриту и "Печальная баллада для трубы" Алекса де ла Иглесиа.
0
Кадр из фильма «Печальная баллада для трубы». Героиня Каролины Банг спасается бегством от влюбленных в нее мужчин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Обе картины обласканы крупными международными фестивалями, и в обеих российские зрители смогут найти немало актуального.

"Печальная баллада для трубы" - новый взгляд на политический триллер. История о том, что между либеральной оппозицией и тоталитарной властью намного больше общего, чем хотелось бы. А страна, за которую они борются, только на первый взгляд смахивает на проститутку, на самом же деле - добрая и честная девушка. Так вот, эта история рассказана средствами самыми неожиданными. И к тому же - видимо, для простоты восприятия - упакована в сюжетную оболочку "Паяцев".

Начинается все в тридцатые годы, с гражданской войны в Испании. Отряд республиканцев врывается в здание цирка в разгар представления, и командир требует, чтобы все мужчины незамедлительно встали под антифашистские знамена. У Веселого клоуна в руках оказывается мачете, правда, только лишь потому, что, в отличие от своего коллеги, Грустного клоуна, ему не хватило смелости сказать: "Никуда не пойду, потому что мое дело - не воевать, а смешить людей". Со страху он кромсает врагов, потом попадает в тюрьму, а после войны с другими заключенными строит гигантский крест в Долине Павших под Мадридом. Сын Веселого клоуна Хавьер - рыхловатый подросток в очках - проникает на строительство и, желая отомстить франкистам, устраивает взрыв. Последствия для мальчика оказываются неожиданными: погибают несколько тюремщиков, а вместе с ними отец и множество рабочих...

В середине семидесятых тот же парень предстает в образе милого человека, избравшего своей профессией клоунаду. Только в отличие от отца он Грустный клоун: все, что видел Хавьер в жизни, не располагает к веселью. А Веселый клоун в этой труппе - жестокий мачо, который честно признается: "Если бы я не стал клоуном, то стал бы убийцей". "Я тоже", - отвечает Хавьер. Веселого обожают дети, ему труппа обязана финансовым благополучием, а в любовницах у него - красавица акробатка Наташа. Он бьет ее за малейшую провинность - та терпит, потому что любит. Но заигрывает с Грустным, провоцируя его и доводя ситуацию до взрывоопасной черты. Хавьер вообще-то трусоват, но ослепленный любовью к Прекрасному способен действовать решительно.

Фильм - отчаянная схватка двух клоунов за сердце и тело циркачки, причем каждый следующий виток борьбы повергает их в пучину все большего безумия. Оба в буквальном смысле слова теряют человеческий облик. Становятся монстрами, зомби, для которых не существует ничего, кроме желания истребить друг друга. Заканчивается все пляской смерти на том самом кресте, что строил когда-то отец Хавьера. Борьба, в которой не может быть победителей, где некому сочувствовать, - самый мрачный из возможных взглядов на историю, и именно его демонстрирует де ла Иглесиа.

Фильм пользовался большим успехом на минувшем Венецианском кинофестивале. Жюри вручило де ла Иглесиа награды за сценарий и режиссуру - странно было бы, если бы глава судейской коллегии Квентин Тарантино остался равнодушен к такому пиршеству гиньоля.

Вряд ли компания "Кино без границ", выпускающая этот фильм в России, рассчитывает на серьезные сборы. Но всем, кто любит избыточное, провокативное, у кого имя Гауди вызывает ассоциации только со словом "гений" и никогда с понятием "китч", - "Печальную балладу" стоит увидеть.

"Бьютифул" знаменитого мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту - это уже сегодняшний день. Барселона, где испанский - лишь один из множества языков, на котором говорят легально и нелегально населяющие этот город люди. Герой картины Уксбал (Хавьер Бардем) - чистокровный испанец, у которого двое маленьких детей, жена-шизофреничка и странный способ зарабатывать на жизнь. Ему дано слышать голоса только что умерших и еще не похороненных людей. А потому родственники часто нанимают его, чтобы он передал им последнее послание усопшего. На разговорах с душами много не заработаешь, и у героя есть еще один, вполне прозаичный бизнес: он "крышует" африканцев - торговцев ширпотребной дрянью на улицах Барселоны, и китайских эмигрантов, подпольно эту дрянь производящих. Но в какой-то момент понимает, что несет за этих людей ответственность - точно так же, как несет ее за своих детей.

При всей реалистичной манере повествования фильм являет собой рассказ с позиций уходящей в иной мир души. У героя рак в неизлечимой стадии. Узнает он об этом в первых кадрах картины, а остальные два с половиной часа - это путь в иное измерение. "В моем распоряжении было десять съемочных месяцев, солнечная Барселона, великий Бардем, замечательный актерский ансамбль... Сейчас ведь редко снимают кино об эмоциях, о страхе, о смерти. Все в ботоксе, в пластике, все боятся предстать тем, кто они есть на самом деле. Наше кино другое - в нем есть надежда. Она в том, что герой сумел преодолеть главную болезнь, которая губит сегодняшний мир. Это - не терроризм, не СПИД, не рак, а ненависть. В нашем фильме есть победа любви над ненавистью", - говорил Иньярриту, представляя фильм в Канне.

Его фильм - действительно история любви к жизни, рассказанная на пороге смерти. Будь в главной роли другой исполнитель, история скорее всего ушла бы в риторику, высокопарность, нравоучение. Но Бардем и впрямь великий актер. Играет он так, что все пласты картины - и реалистические, и метафорические - обнажаются. Благодаря ему "Бьютифул" превращается в редкий образец современного европейского фильма, где актуальность не переходит в злободневность. Эта роль уже принесла Бардему золото Канна, национальную премию "Гойя", номинации на BAFTA и "Оскара". Впрочем, он в свои неполные 42 года уже в той весовой категории, когда не награды делают биографию.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир