Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Пожалейте бюрократа

Вот все радуются, что в России решено сократить количество чиновников на двадцать процентов за три года. И печалятся, что, скорее всего, этого не произойдет, потому что чиновники у нас сокращаются лишь путем размножения. А я, наоборот, печалюсь, что госслужащих будут сокращать, и радуюсь, что из этой затеи ничего не выйдет.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

То есть я, конечно, за сокращение чиновников. Вот только сокращать надо совсем не чиновников. Парадокс? Нисколько.

Давайте вспомним свои последние визиты в государственные учреждения. Вспомним и честно проанализируем. Я вот неделю назад ездил в районную регистрационную палату снимать обременение с квартиры, по которой - ура, ура! - выплачен ипотечный кредит. Приближаясь к административной крепости, я все больше исполнялся гражданской депрессии. Тремя годами ранее я здесь уже был - регистрировал право собственности. И это был ад. Чтобы попасть на прием хотя бы к вечеру, занимать очередь надо было в шесть утра. В заветный кабинет то и дело шмыгали какие-то темные личности ("я только спросить!"), вызывая непреодолимое желание предать их медленной и мучительной смерти. Бедный охранник еле выдерживал осаду из желающих его немедленно коррумпировать - впрочем, иногда он сдавался и для особо щедрых граждан организовывал регистрацию без очереди. В общем, оказавшись теперь на пороге этого заведения в 9 утра, я был уверен, что спустя три года ничего не изменилось и сегодня мне точно ничего не светит.

И что вы думаете? Уже к обеду я сдал документы, потратив минимум времени, нервов и даже получив небольшой заряд патриотизма. Неумолимая электронная очередь, специальная девушка-консультант с улыбкой сотрудницы "Макдоналдса" и увеличившийся раза в два штат сотрудников изменили работу регистрационной службы до неузнаваемости.

Примерно те же чувства я испытал полгода назад в налоговой. Для человека, хоть немного соображающего в законодательстве, там было все четко, понятно и быстро. Я даже проникся уважением к этим молодым парням и девушкам, которые в надежде на служебные перспективы так вежливо и грамотно выполняют свои обязанности всего за 10-15 тысяч рублей в месяц. И, судя по отрывочным репликам, которые мне пришлось услышать, с закрытием конторы их рабочий день вовсе не заканчивается. Вкалывать до восьми, а то и до девяти вечера уже давно стало для них делом привычным.

Есть такой стереотип: чиновник - человек, который работает с девяти до шести и на последней секунде рабочего времени (а чаще всего даже раньше) выключает мозги и знать ничего не хочет. Так действительно было в советские времена, но для современного российского чиновника такой образ жизни давно неактуален. Жестко нормированный график работы стал для госслужащих фикцией.

Вот, например, Татьяна Синюгина, первый заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края. Лет пять назад, когда она была еще начальником отдела защиты детства, я имел возможность наблюдать, как она работает. Татьяна ежедневно пахала не хуже журналиста во время теракта. В семь утра уже была на связи, а с работы уходила не раньше десяти вечера. Батареек в телефоне хватало на полдня. Каким-то чудом при таком графике ей еще удавалось вести здоровый образ жизни. Зато благодаря ее усилиям и работе коллег система замещающих семей в Краснодарском крае сегодня близка к идеальной.

После знакомства с Татьяной я впервые испытал дотоле неведомое мне чувство - уважение к чиновникам и бюрократам. И, честно говоря, я с трудом представляю себе, как бы работал ее отдел, если бы его сократили на двадцать процентов. Ну, разве что изобрести такие таблетки, которые бы научили Татьяну и ее коллег обходиться без сна и отдыха.

Сокращать чиновничий аппарат, безусловно, надо, вот только избавляться нужно не просто от чиновников, а от чрезмерных административных функций, которые они выполняют. Государство набрало себе столько полномочий и обязанностей, что реализовать их невозможно даже при нынешнем количестве чиновников. Если же просто взять и сократить госслужащих "в среднем по больнице", оставшиеся уйдут сами - работать станет совсем невыносимо. Взять ту же милицию. Следователей и оперативников уже сейчас еле хватает для того, чтобы справляться хотя бы с самыми тяжкими преступлениями. А присмотритесь повнимательней к работе вашего участкового - сердце кровью обольется. Но ведь именно на них, на рядовых трудяг, скорее всего, и обрушится сокращение - когда сокращают по разнарядке, избавляются от наименее привлекательных, то есть самых нужных, трудовых должностей. А самые теплые, затратные и ненужные кресла как раз останутся. Потому что решения по их ликвидации должны будут принимать как раз те люди, которые на них и сидят. А кто захочет ликвидировать сам себя?

Вместе с тем у нас есть целые отделы, управления и даже ведомства, которые при грамотной перенастройке госуправления можно ликвидировать полностью. Многие тысячи людей дублируют функции друг друга и еще большие тысячи исполняют полномочия, которые можно и вовсе не исполнять.

Сколько таких абсолютно ненужных государственных функций у нас в стране? Очень много. Я сейчас замахнусь на святое, но ведь даже Министерство культуры - это структура, которая есть далеко не во всяком развитом государстве. Не говоря уже о таких странных заведениях, как Федеральное агентство по делам молодежи или, прости Господи, Минрегион. Во многих странах культурка, молодежка и спорт объединены в единые департаменты - и ни то, ни другое, ни третье от этого не страдает. В Англии, например, действует объединенный департамент культуры, СМИ и спорта, и это обстоятельство не мешает стране иметь один из сильнейших футболов в мире. Еще развитые страны очень любят отдавать многие подобные функции на откуп региональным властям, муниципалитетам и даже бизнесу. Это, конечно, не значит, что мы должны в этом деле слепо следовать чьим-то примерам, но подумать в этом направлении, как мне кажется, совсем не повредит.

А то ведь так и до министерства счастья совсем недалеко. А что? Есть, например, такая замечательная страна - Королевство Бутан, и в ней существует единственное в мире министерство счастья. В нем работает куча чиновников, они регулярно замеряют уровень общественного удовлетворения, предпринимают какие-то действия, чтобы его повышать. И если слышать об этом вам смешно, то ответьте мне на вопрос: почему рулить культурой - это правильно, а счастьем - идиотизм?

Комментарии
Прямой эфир