Пожалейте бюрократа
То есть я, конечно, за сокращение чиновников. Вот только сокращать надо совсем не чиновников. Парадокс? Нисколько.
Давайте вспомним свои последние визиты в государственные учреждения. Вспомним и честно проанализируем. Я вот неделю назад ездил в районную регистрационную палату снимать обременение с квартиры, по которой - ура, ура! - выплачен ипотечный кредит. Приближаясь к административной крепости, я все больше исполнялся гражданской депрессии. Тремя годами ранее я здесь уже был - регистрировал право собственности. И это был ад. Чтобы попасть на прием хотя бы к вечеру, занимать очередь надо было в шесть утра. В заветный кабинет то и дело шмыгали какие-то темные личности ("я только спросить!"), вызывая непреодолимое желание предать их медленной и мучительной смерти. Бедный охранник еле выдерживал осаду из желающих его немедленно коррумпировать - впрочем, иногда он сдавался и для особо щедрых граждан организовывал регистрацию без очереди. В общем, оказавшись теперь на пороге этого заведения в 9 утра, я был уверен, что спустя три года ничего не изменилось и сегодня мне точно ничего не светит.
И что вы думаете? Уже к обеду я сдал документы, потратив минимум времени, нервов и даже получив небольшой заряд патриотизма. Неумолимая электронная очередь, специальная девушка-консультант с улыбкой сотрудницы "Макдоналдса" и увеличившийся раза в два штат сотрудников изменили работу регистрационной службы до неузнаваемости.
Примерно те же чувства я испытал полгода назад в налоговой. Для человека, хоть немного соображающего в законодательстве, там было все четко, понятно и быстро. Я даже проникся уважением к этим молодым парням и девушкам, которые в надежде на служебные перспективы так вежливо и грамотно выполняют свои обязанности всего за 10-15 тысяч рублей в месяц. И, судя по отрывочным репликам, которые мне пришлось услышать, с закрытием конторы их рабочий день вовсе не заканчивается. Вкалывать до восьми, а то и до девяти вечера уже давно стало для них делом привычным.
Есть такой стереотип: чиновник - человек, который работает с девяти до шести и на последней секунде рабочего времени (а чаще всего даже раньше) выключает мозги и знать ничего не хочет. Так действительно было в советские времена, но для современного российского чиновника такой образ жизни давно неактуален. Жестко нормированный график работы стал для госслужащих фикцией.
Вот, например, Татьяна Синюгина, первый заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края. Лет пять назад, когда она была еще начальником отдела защиты детства, я имел возможность наблюдать, как она работает. Татьяна ежедневно пахала не хуже журналиста во время теракта. В семь утра уже была на связи, а с работы уходила не раньше десяти вечера. Батареек в телефоне хватало на полдня. Каким-то чудом при таком графике ей еще удавалось вести здоровый образ жизни. Зато благодаря ее усилиям и работе коллег система замещающих семей в Краснодарском крае сегодня близка к идеальной.
После знакомства с Татьяной я впервые испытал дотоле неведомое мне чувство - уважение к чиновникам и бюрократам. И, честно говоря, я с трудом представляю себе, как бы работал ее отдел, если бы его сократили на двадцать процентов. Ну, разве что изобрести такие таблетки, которые бы научили Татьяну и ее коллег обходиться без сна и отдыха.
Сокращать чиновничий аппарат, безусловно, надо, вот только избавляться нужно не просто от чиновников, а от чрезмерных административных функций, которые они выполняют. Государство набрало себе столько полномочий и обязанностей, что реализовать их невозможно даже при нынешнем количестве чиновников. Если же просто взять и сократить госслужащих "в среднем по больнице", оставшиеся уйдут сами - работать станет совсем невыносимо. Взять ту же милицию. Следователей и оперативников уже сейчас еле хватает для того, чтобы справляться хотя бы с самыми тяжкими преступлениями. А присмотритесь повнимательней к работе вашего участкового - сердце кровью обольется. Но ведь именно на них, на рядовых трудяг, скорее всего, и обрушится сокращение - когда сокращают по разнарядке, избавляются от наименее привлекательных, то есть самых нужных, трудовых должностей. А самые теплые, затратные и ненужные кресла как раз останутся. Потому что решения по их ликвидации должны будут принимать как раз те люди, которые на них и сидят. А кто захочет ликвидировать сам себя?
Вместе с тем у нас есть целые отделы, управления и даже ведомства, которые при грамотной перенастройке госуправления можно ликвидировать полностью. Многие тысячи людей дублируют функции друг друга и еще большие тысячи исполняют полномочия, которые можно и вовсе не исполнять.
Сколько таких абсолютно ненужных государственных функций у нас в стране? Очень много. Я сейчас замахнусь на святое, но ведь даже Министерство культуры - это структура, которая есть далеко не во всяком развитом государстве. Не говоря уже о таких странных заведениях, как Федеральное агентство по делам молодежи или, прости Господи, Минрегион. Во многих странах культурка, молодежка и спорт объединены в единые департаменты - и ни то, ни другое, ни третье от этого не страдает. В Англии, например, действует объединенный департамент культуры, СМИ и спорта, и это обстоятельство не мешает стране иметь один из сильнейших футболов в мире. Еще развитые страны очень любят отдавать многие подобные функции на откуп региональным властям, муниципалитетам и даже бизнесу. Это, конечно, не значит, что мы должны в этом деле слепо следовать чьим-то примерам, но подумать в этом направлении, как мне кажется, совсем не повредит.
А то ведь так и до министерства счастья совсем недалеко. А что? Есть, например, такая замечательная страна - Королевство Бутан, и в ней существует единственное в мире министерство счастья. В нем работает куча чиновников, они регулярно замеряют уровень общественного удовлетворения, предпринимают какие-то действия, чтобы его повышать. И если слышать об этом вам смешно, то ответьте мне на вопрос: почему рулить культурой - это правильно, а счастьем - идиотизм?