Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков рассказал о переходе Шойгу на пост секретаря Совета Безопасности РФ
Экономика
Чистый отток капитала из РФ вырос до $28 млрд за квартал
Происшествия
За сутки ВСУ выпустили 108 единиц боеприпасов по населенным пунктам ДНР
Политика
Антонов обвинил США в попытке снять ответственность с Украины за обстрелы
Мир
Польша выделит $375 млн для усиления барьера на границе с Белоруссией
Армия
Генштаб ВСУ признал тактические успехи ВС РФ на харьковском направлении
Происшествия
Число погибших под завалами многоэтажного дома в Белгороде выросло до 15
Происшествия
Губернатор Липецкой области сообщил о пожаре на подстанции после атаки БПЛА
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили замаскированные позиции ВСУ
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Экономика
Минпромторг поддержал пакет законопроектов о фудшеринге
Армия
Военнослужащий ВС РФ рассказал об освобождении поселка Бердычи в ДНР
Мир
Папа римский выразил соболезнования семьям погибших в Белгороде
Общество
Синоптики спрогнозировали отсутствие осадков и до +12 градусов в Москве 13 мая
Происшествия
Поисково-спасательные работы и разбор завалов в Белгороде завершены
Общество
Землетрясение магнитудой 6,0 балла произошло на Байкале
Здоровье
Дерматолог рассказала о причинах и профилактике меланомы у детей

Возможен ли ядерный компромисс

В Стамбуле стартует очередной раунд непростых переговоров между Ираном и "шестеркой". Среди политиков и экспертов до сих пор нет единого мнения, куда заведет Иран его ядерная программа. Но очевидно, что проблема должна решаться дипломатическим путем. На какие компромиссы могут пойти участники международных консультаций? Об этом эксперт Института востоковедения РАН Владимир Сажин рассказал корреспонденту "Известий" Руслану Муртазаеву.
0
Иллюстрация: Corbis
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Чего можно ожидать от этого раунда переговоров?

Владимир Сажин: Сам факт встречи - уже позитивный момент. Предыдущий, декабрьский, по сути, и переговорами-то не являлся. Была лишь достигнута договоренность о следующей встрече. Сейчас крайне важно снова перевести процесс в формат переговоров - после годового перерыва. Хотя вряд ли эта встреча принесет конкретные результаты. Могут быть намечены пункты, по которым возможно договориться и по каким наверняка возникнут сложности.

и: Какова повестка встречи?

Сажин: Именно по ней есть расхождения. "Шестерка" (постоянные члены Совбеза ООН плюс Германия. - "Известия") всегда приветствовала эти переговоры только потому, что они касаются ядерной проблемы. Иранская сторона, напротив, в последнее время стремится подменить дискуссии по своей атомной программе такими глобальными вопросами, как безопасность на Ближнем и Среднем Востоке, ядерное разоружение в общем виде.

и: То есть участники процесса говорят на разных языках. И все же, готовы ли стороны пойти на взаимные уступки?

Сажин: Смена места проведения консультаций с Женевы на Стамбул - уже небольшой компромисс. Тем самым "шестерка" пошла навстречу Тегерану. Правда, иранцы настаивали на расширении состава участников за счет той же Турции. Однако переговорщики не пришли к согласию, да и Анкара отказалась от этой роли. В более широком смысле компромисс, который возможен со стороны "шестерки", означает признание права Ирана на обогащение и создание промышленной основы для этого процесса. Кроме того, в качестве одной из уступок может стать согласие "шестерки" включить в повестку новые темы, предлагаемые иранцами.

и: Насколько Иран может смягчить свою позицию?

Сажин: А вот возможные уступки Ирана в переговорах - вопрос очень сложный. Многое зависит от внутриполитической ситуации. В политической элите Ирана наблюдается единство в вопросе ядерного развития страны. Но этого единства нет в тактических вопросах. Например - как вести переговоры с мировым сообществом. Это так называемое противостояние двух линий - жесткой и мягкой, более компромиссной. Впрочем, экономические санкции довольно сильно беспокоят руководство страны. Это, в свою очередь, способно вынудить Иран пойти на уступки. Правда, не раньше, чем на следующем этапе консультаций.

В чем суть позиции Тегерана

От имени "шестерки" вести переговоры уполномочена "министр иностранных дел ЕС" Кэтрин Эштон. Россию представляет замглавы МИД Сергей Рябков, а Иран - секретарь Высшего совета национальной безопасности и главный иранский переговорщик Саид Джалили.

Иранские власти в переговорах исходят из основного тезиса: вопрос обогащения урана, создание полного цикла его переработки и обеспечение себя топливом под наблюдением МАГАТЭ - неотъемлемое право Исламской Республики. Соответственно, по мнению Тегерана, нет необходимости обсуждать вопрос законности его прав. По мнению руководства страны, на Западе не оценили значимость трехстороннего соглашения между Ираном, Турцией и Бразилией об обогащении урана на турецкой территории. Также в мире "упустили историческую возможность", когда иранцы пригласили иностранных дипломатов посетить свои ядерные объекты. Существует еще один момент, дополнительно усложняющий переговорный процесс. В официальной прессе неоднозначную оценку получила личность представителя "шестерки" Кэтрин Эштон. В некоторых СМИ ее обвиняют в неопытности и предвзятости, ссылаясь на крайне небольшой опыт в области международной политики - прежде она занимала должность министра торговли Евросоюза. Также отмечают, что в своем подходе к иранской ядерной проблеме она руководствуется интересами правительства Великобритании, подданной которой является.

Комментарии
Прямой эфир