Возможен ли ядерный компромисс
известия: Чего можно ожидать от этого раунда переговоров?
Владимир Сажин: Сам факт встречи - уже позитивный момент. Предыдущий, декабрьский, по сути, и переговорами-то не являлся. Была лишь достигнута договоренность о следующей встрече. Сейчас крайне важно снова перевести процесс в формат переговоров - после годового перерыва. Хотя вряд ли эта встреча принесет конкретные результаты. Могут быть намечены пункты, по которым возможно договориться и по каким наверняка возникнут сложности.
и: Какова повестка встречи?
Сажин: Именно по ней есть расхождения. "Шестерка" (постоянные члены Совбеза ООН плюс Германия. - "Известия") всегда приветствовала эти переговоры только потому, что они касаются ядерной проблемы. Иранская сторона, напротив, в последнее время стремится подменить дискуссии по своей атомной программе такими глобальными вопросами, как безопасность на Ближнем и Среднем Востоке, ядерное разоружение в общем виде.
и: То есть участники процесса говорят на разных языках. И все же, готовы ли стороны пойти на взаимные уступки?
Сажин: Смена места проведения консультаций с Женевы на Стамбул - уже небольшой компромисс. Тем самым "шестерка" пошла навстречу Тегерану. Правда, иранцы настаивали на расширении состава участников за счет той же Турции. Однако переговорщики не пришли к согласию, да и Анкара отказалась от этой роли. В более широком смысле компромисс, который возможен со стороны "шестерки", означает признание права Ирана на обогащение и создание промышленной основы для этого процесса. Кроме того, в качестве одной из уступок может стать согласие "шестерки" включить в повестку новые темы, предлагаемые иранцами.
и: Насколько Иран может смягчить свою позицию?
Сажин: А вот возможные уступки Ирана в переговорах - вопрос очень сложный. Многое зависит от внутриполитической ситуации. В политической элите Ирана наблюдается единство в вопросе ядерного развития страны. Но этого единства нет в тактических вопросах. Например - как вести переговоры с мировым сообществом. Это так называемое противостояние двух линий - жесткой и мягкой, более компромиссной. Впрочем, экономические санкции довольно сильно беспокоят руководство страны. Это, в свою очередь, способно вынудить Иран пойти на уступки. Правда, не раньше, чем на следующем этапе консультаций.
В чем суть позиции Тегерана
От имени "шестерки" вести переговоры уполномочена "министр иностранных дел ЕС" Кэтрин Эштон. Россию представляет замглавы МИД Сергей Рябков, а Иран - секретарь Высшего совета национальной безопасности и главный иранский переговорщик Саид Джалили.
Иранские власти в переговорах исходят из основного тезиса: вопрос обогащения урана, создание полного цикла его переработки и обеспечение себя топливом под наблюдением МАГАТЭ - неотъемлемое право Исламской Республики. Соответственно, по мнению Тегерана, нет необходимости обсуждать вопрос законности его прав. По мнению руководства страны, на Западе не оценили значимость трехстороннего соглашения между Ираном, Турцией и Бразилией об обогащении урана на турецкой территории. Также в мире "упустили историческую возможность", когда иранцы пригласили иностранных дипломатов посетить свои ядерные объекты. Существует еще один момент, дополнительно усложняющий переговорный процесс. В официальной прессе неоднозначную оценку получила личность представителя "шестерки" Кэтрин Эштон. В некоторых СМИ ее обвиняют в неопытности и предвзятости, ссылаясь на крайне небольшой опыт в области международной политики - прежде она занимала должность министра торговли Евросоюза. Также отмечают, что в своем подходе к иранской ядерной проблеме она руководствуется интересами правительства Великобритании, подданной которой является.