Химкинский лес перевезут
Завтра, 15 января, возобновляется строительство платной скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес - об этом ранее заявлял губернатор Подмосковья Борис Громов. Однако, как сообщил вчера зампред правления государственной компании "Автодор" Сергей Кельбах, "никаких мужиков с бензопилами в лесу не будет". Будет тихая бумажная работа по созданию комитета по экологическому контролю. Чиновник также объяснил, почему Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не финансирует проект трассы.
Напомним, конфликт вокруг Химкинского леса стал одним из самых громких событий прошлого года. В августе решением президента строительство спорной трассы (по мнению экологов, дорога погубит уникальный лесной массив) было приостановлено до проведения повторной экспертизы. Прошли слушания в Общественной палате, начала работу комиссия при правительстве РФ. Вердикт ее, вынесенный 14 декабря, был однозначен: трасса должна пройти по согласованному маршруту. 24 декабря президент одобрил продолжение строительства, а губернатор Подмосковья Борис Громов назвал в качестве даты возобновления работ 15 января.
Экологи подготовились к дате: призвали всех желающих прийти на сход и выбрать себе по дереву, чтобы защищать его. Впрочем, вчера заместитель председателя правления государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") Сергей Кельбах пояснил, что возобновление работ не означает начало лесоповала.
- Никаких мужиков с бензопилами в лесу не будет в принципе, - заявил он на пресс-конференции в РИА Новости. - Мы начнем с организационных мероприятий: в первую очередь создадим комитет по экологическому мониторингу. К участию пригласим общественные организации, местные органы власти (поселковые советы). Структура будет контролировать и координировать проект, влиять на работу государственного заказчика и подрядчика. В рамках комитета будут разработаны "зеленые стандарты" для строительства трассы Москва-Санкт-Петербург - за основу возьмем стандарты, используемые при строительных работах в Сочи. Второе, что мы сделаем, - возобновим договорные отношения с Северо-Западной концессионной компанией (действие соглашения было приостановлено после указания президента РФ).
Реальный лесоповал, по словам Сергея Кельбаха, начнется после того, как "комитет определит очередность, места и порядок контроля за вырубкой". При этом первым делом строители займутся очисткой просеки, уже проделанной через Химкинский лес ("сегодня она представляет собой "костер" из сваленных и неубранных деревьев"). Чиновник пообещал, что дубовую рощу пока трогать не будут - займутся строительством моста через Канал имени Москвы. Дубраву тем временем инвентаризируют, а деревья ниже 15 метров высотой и менее 50 см в обхвате ("находящиеся в фазе роста") пересадят на соседнее Старбеевское поле - фактически сдвинут дубовую рощу к северо-западу.
Сергей Кельбах также подтвердил информацию о неучастии Европейского банка реконструкции и развития в финансировании проекта трассы, ранее проходившую со ссылкой на защитников Химкинского леса.
- ЕБРР вышел из проекта задолго до скандалов лета прошлого года. И совсем по другой причине: нам не удалось просчитать финансовые риски. Кредит мог предоставляться банком только в европейской валюте, а концессионер собирается взимать плату за дорогу в рублях. Мы не знаем, каков будет курс рубля к евро через 5, 12 или 25 лет. Именно это явилось основной причиной невозможности отстроить финансовую схему кредитования. Но мы продолжаем тесно трудиться с ЕБРР - готовим совместно с банком работу "Экологические аспекты строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры". Чтобы, выходя на зарубежный рынок, мы могли структурировать наши проекты еще на стадии подготовки так, чтобы европейские и мировые инвесторы могли оценить их.