Химкинский лес: через пень-колоду
В начале этой недели, после четырех месяцев простоя, возобновилось строительство платной дороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес. Правительственная комиссия приняла решение не пересматривать старый проект, завершив таким образом многолетний конфликт экологов и строителей.
Построить первый в стране хайвей между столицами было решено еще в 2004 году. Тогда же был выбран вариант первого участка трассы: она должна пройти вдоль Октябрьской железной дороги, пересечь МКАД в районе Бусиновской развязки, затем, огибая Химки с северо-востока, пересечь лесной массив и выйти к аэропорту "Шереметьево". Ожидалось, что платный дублер разгрузит вечно забитую в районе Химок Ленинградку, избавив ее от коллапсов, подобных тому, что случился летом 2010 года во время ремонта путепровода на 24-м километре.
Однако местные жители не согласились с выбранным вариантом прохождения дороги. Активисты провели десятки митингов и публичных акций, собрали десятки тысяч подписей. Их главное требование заключалось в том, чтобы заказчики дороги (Росавтодор) провели повторную экологическую экспертизу проекта, а также публичные слушания. Особый драматизм ситуации придало криминальное происшествие с одним из активистов в защиту леса Михаилом Бекетовым, которого неизвестные жестоко избили и покалечили. Постепенно борьба за Химкинский лес переросла из локального конфликта в общероссийский и местами международный: в хронике событий - десятки митингов, пикетов, блокада начавшейся вырубки леса, нападение экстремистов на администрацию Химок, запрещенный концерт рок-звезд на Пушкинской площади с участием Юрия Шевчука.
В августе 2010 года борьба принесла результат: президент Дмитрий Медведев распорядился приостановить строительство, чтобы еще раз обсудить проект и поискать альтернативные варианты маршрута. В Общественной палате прошли слушания, была создана правительственная комиссия. Вердикт ее, впрочем, оказался однозначным: трасса должна пройти по прежнему маршруту, поскольку строительство находится в стадии, когда изменить проект без значительных издержек невозможно. В качестве компромисса было решено уменьшить масштаб вырубок со 140 га до 90-100 га, а также выделить 4 млрд рублей на компенсацию экологического вреда вместо 3 млрд. Общественники решением не удовлетворились и представили результаты собственной экспертизы, утверждающей, что трасса не только нанесет вред экологии, но и не решит транспортных проблем. Так что в химкинском противостоянии возможен второй раунд.