Небоскребы ошибок
Так оценил самый амбициозный столичный проект за несколько часов до своей инаугурации новый мэр Москвы Сергей Собянин, выступая перед депутатами Мосгордумы. Ту же мысль он повторил в субботу, прибыв в район Сити с группой чиновников мэрии. "Известия" выясняли, кто и в чем ошибся и, главное, как это исправить. Судя по всему, новый мэр высказал вслух то, о чем годами тихо говорили эксперты. Впрочем, сами обитатели делового квартала никаких проблем не видят.
Цена обнаруженной "ошибки" - 60 гектаров земли, почти 20 лет строительства и 12 млрд долларов инвестиций (государственных и частных). Проект делового центра "Москва-Сити" стартовал по бумагам в ноябре 1991 года, когда Юрий Лужков в бытность премьером правительства Москвы подписал распоряжение "Об организационных мерах подготовки условий строительства Московского международного делового центра "Москва-Сити". У проекта были две объявленные цели: первая - удовлетворить ажиотажный спрос на офисы и развести историческую и деловую части города, создав в Москве второй центр. Была и еще одна цель, негласная: построить квартал небоскребов, финансовое сердце города.
Под проект отвели обширную промзону в районе Красной Пресни. Здесь располагалось более 20 предприятий, большинство из них вредные (автокомбинат, завод железобетонных изделий и т.д.) На их вывод и санацию территории ушло почти шесть лет и от одного до полутора миллиардов бюджетных денег. За это время Москва-Сити привыкли называть "самой глубокой ямой Европы".
Первое здание - 34-этажная "Башня-2000" появилась здесь в 2001 году. Она стала въездными воротами, от которых на основную территорию Москва-Сити вел мост "Багратион". Делянку застолбили и под офис московской власти - на участке N 15 должно было появиться новое здание мэрии и Мосгордумы. Сейчас на нем заканчивается сооружение паркинга и идет поиск инвестора, готового на условиях 50 на 50 достроить наземную часть. Остальные небоскребы находятся в разной степени готовности. "Башня на Набережной", принадлежащая турецкой компании Enka, полностью завершена и обжита офисами; вводится в эксплуатацию небоскреб "Город Столиц". Строятся "Империя Тауэр", "Меркурий Сити Тауэр", "Федерация". Работают две станции метро.
Катастрофичность положения с подъездами и парковками мэрия осознала в середине 2000-х, когда начали заселяться первые небоскребы. В 2005 году строительство новых дорог вокруг делового центра стало одним из четырех приоритетных транспортных проектов, наравне со Звенигородским проспектом, подъездами к аэропорту "Внуково" и Четвертым транспортным кольцом. Как решать транспортную проблему вокруг Сити, известно. Вопрос - сколько на это потребуется времени и денег. По словам Сергея Собянина, система дорожных развязок в окрестностях Сити нуждается в доработке.
Однако обитатели делового центра отказываются признавать, что стали жертвой градостроительной ошибки - у них все хорошо и с бизнесом, и с парковками. А транспортные проблемы они ощущают только тогда, когда покидают Сити.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Александр Стрельников,
ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства:
- Ошибка, согласен. Решение о строительстве Москва-Сити принималось скоропалительно. Из всех мест, близких к центру, это - самое труднодоступное. С самого начала было понятно, что степень концентрации людей и машин, которая там запланирована, ни к чему хорошему не приведет. Как исправлять, если не сносить? Заполнять офисы не по максимуму, а с учетом существующего парковочного потенциала. Правда, тогда на каждого сотрудника будет приходиться по несколько тысяч метров офисных помещений. Либо прокладывать новые дороги - по акватории Москвы-реки или по набережным. Теоретически это возможно. Можно, в конце концов, перестроить одну из высоток в многоэтажную парковку. Но лучше, если бы такие крупные проекты начинались с расчетов.
Александр Высоковский,
гендиректор фонда "Градостроительные реформы":
- Изначально правильную идею воплотили ошибочно. Городу был необходим новый бизнес-квартал с современными технологиями - и градостроительными, и образными. Ошибкой было "посадить" его в центре города, каковым является район Пресни. По степени плотности и интенсивности связей и нагрузки это давно центральная зона. Более того, ошибкой было размещать Сити в той части центральной зоны, где нет достаточных транспортных и инженерных условий - об этом было заведомо известно. Во всем мире такие огромные комплексы с большими нагрузками на инфраструктуру стараются выносить подальше от центра. Вторая ошибка - в управлении. Если уж принято такое решение, то развитие инженерных сетей, коммуникаций, парковок должно идти значительно более высокими темпами. Теперь надо разрабатывать программу реализации этих инфраструктурных потребностей. И может быть, сократить объем намечаемых зданий.
Петр Исаев,
директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, компании-девелопера небоскреба "Город Столиц":
- На данный момент автомобильный трафик в районе Москва-Сити значительно ниже, чем в центре города. А острый недостаток в парковочных местах учитывается при реализации новых проектов, что позволяет надеяться и на его устранение в ближайшей перспективе. В частности, у нас нет проблем с парковкой - в комплексе "Город Столиц" шестиуровневый подземный паркинг, где около 4000 машино-мест, что полностью обеспечивает потребности арендаторов и жителей апартаментов. Идея размещения Москва-Сити в районе Третьего транспортного кольца имеет объективные плюсы. Несмотря на то что сегодня она реализована не без недостатков, при условии заявленного развития транспортной инфраструктуры достижение положительного эффекта для города реально. В частности, выведение делового центра фактически на обособленную территорию будет способствовать разгрузке исторического центра.