Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посольство РФ заявило о лицемерном игнорировании США репрессий Киева против УПЦ
Спорт
Костомаров с женой нанесли первый символический удар перед матчем ЦСКА – «Зенит»
Армия
Силы ПВО РФ сбили беспилотник в небе над Крымом
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Мир
МИД Киргизии призвал своих граждан временно воздержаться от поездок в РФ
Мир
В Караганде 187 горняков подняли на поверхность после задымления на шахте
Мир
Ле Пен раскритиковала заявления Макрона о возможности отправки войск на Украину
Общество
Врачи осмотрели пострадавшую от нападения в Люберцах девочку и отпустили домой
Общество
Путин наградил подростков, спасавших людей во время теракта в «Крокусе»
Общество
Полиция установила личность ударившего школьницу прохожего в Подмосковье
Происшествия
В Херсонской области человек погиб в результате обстрела авто со стороны ВСУ
Культура
Жан Рено опубликует свой первый шпионский роман
Мир
Bloomberg сообщило об остановке торговых отношений Турции с Израилем
Политика
В Совфеде обвинили Швейцарию в утрате нейтрального статуса
Мир
Полиция начала задерживать перекрывших дорогу в Тбилиси протестующих
Мир
МИД РФ заявил о намерении добиваться наказания причастных к трагедии 2 мая в Одессе
Общество
ФСБ задержала в ЛНР собиравшую сведения о ВС России гражданку Украины

Небоскребы ошибок

Так оценил самый амбициозный столичный проект за несколько часов до своей инаугурации новый мэр Москвы Сергей Собянин, выступая перед депутатами Мосгордумы. Ту же мысль он повторил в субботу, прибыв в район Сити с группой чиновников мэрии. "Известия" выясняли, кто и в чем ошибся и, главное, как это исправить. Судя по всему, новый мэр высказал вслух то, о чем годами тихо говорили эксперты. Впрочем, сами обитатели делового квартала никаких проблем не видят
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Так оценил самый амбициозный столичный проект за несколько часов до своей инаугурации новый мэр Москвы Сергей Собянин, выступая перед депутатами Мосгордумы. Ту же мысль он повторил в субботу, прибыв в район Сити с группой чиновников мэрии. "Известия" выясняли, кто и в чем ошибся и, главное, как это исправить. Судя по всему, новый мэр высказал вслух то, о чем годами тихо говорили эксперты. Впрочем, сами обитатели делового квартала никаких проблем не видят.

Цена обнаруженной "ошибки" - 60 гектаров земли, почти 20 лет строительства и 12 млрд долларов инвестиций (государственных и частных). Проект делового центра "Москва-Сити" стартовал по бумагам в ноябре 1991 года, когда Юрий Лужков в бытность премьером правительства Москвы подписал распоряжение "Об организационных мерах подготовки условий строительства Московского международного делового центра "Москва-Сити". У проекта были две объявленные цели: первая - удовлетворить ажиотажный спрос на офисы и развести историческую и деловую части города, создав в Москве второй центр. Была и еще одна цель, негласная: построить квартал небоскребов, финансовое сердце города.

Под проект отвели обширную промзону в районе Красной Пресни. Здесь располагалось более 20 предприятий, большинство из них вредные (автокомбинат, завод железобетонных изделий и т.д.) На их вывод и санацию территории ушло почти шесть лет и от одного до полутора миллиардов бюджетных денег. За это время Москва-Сити привыкли называть "самой глубокой ямой Европы".

Первое здание - 34-этажная "Башня-2000" появилась здесь в 2001 году. Она стала въездными воротами, от которых на основную территорию Москва-Сити вел мост "Багратион". Делянку застолбили и под офис московской власти - на участке N 15 должно было появиться новое здание мэрии и Мосгордумы. Сейчас на нем заканчивается сооружение паркинга и идет поиск инвестора, готового на условиях 50 на 50 достроить наземную часть. Остальные небоскребы находятся в разной степени готовности. "Башня на Набережной", принадлежащая турецкой компании Enka, полностью завершена и обжита офисами; вводится в эксплуатацию небоскреб "Город Столиц". Строятся "Империя Тауэр", "Меркурий Сити Тауэр", "Федерация". Работают две станции метро.

Катастрофичность положения с подъездами и парковками мэрия осознала в середине 2000-х, когда начали заселяться первые небоскребы. В 2005 году строительство новых дорог вокруг делового центра стало одним из четырех приоритетных транспортных проектов, наравне со Звенигородским проспектом, подъездами к аэропорту "Внуково" и Четвертым транспортным кольцом. Как решать транспортную проблему вокруг Сити, известно. Вопрос - сколько на это потребуется времени и денег. По словам Сергея Собянина, система дорожных развязок в окрестностях Сити нуждается в доработке.

Однако обитатели делового центра отказываются признавать, что стали жертвой градостроительной ошибки - у них все хорошо и с бизнесом, и с парковками. А транспортные проблемы они ощущают только тогда, когда покидают Сити.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Александр Стрельников,
ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства:

- Ошибка, согласен. Решение о строительстве Москва-Сити принималось скоропалительно. Из всех мест, близких к центру, это - самое труднодоступное. С самого начала было понятно, что степень концентрации людей и машин, которая там запланирована, ни к чему хорошему не приведет. Как исправлять, если не сносить? Заполнять офисы не по максимуму, а с учетом существующего парковочного потенциала. Правда, тогда на каждого сотрудника будет приходиться по несколько тысяч метров офисных помещений. Либо прокладывать новые дороги - по акватории Москвы-реки или по набережным. Теоретически это возможно. Можно, в конце концов, перестроить одну из высоток в многоэтажную парковку. Но лучше, если бы такие крупные проекты начинались с расчетов.

Александр Высоковский,
гендиректор фонда "Градостроительные реформы":

- Изначально правильную идею воплотили ошибочно. Городу был необходим новый бизнес-квартал с современными технологиями - и градостроительными, и образными. Ошибкой было "посадить" его в центре города, каковым является район Пресни. По степени плотности и интенсивности связей и нагрузки это давно центральная зона. Более того, ошибкой было размещать Сити в той части центральной зоны, где нет достаточных транспортных и инженерных условий - об этом было заведомо известно. Во всем мире такие огромные комплексы с большими нагрузками на инфраструктуру стараются выносить подальше от центра. Вторая ошибка - в управлении. Если уж принято такое решение, то развитие инженерных сетей, коммуникаций, парковок должно идти значительно более высокими темпами. Теперь надо разрабатывать программу реализации этих инфраструктурных потребностей. И может быть, сократить объем намечаемых зданий.

Петр Исаев,
директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, компании-девелопера небоскреба "Город Столиц":

- На данный момент автомобильный трафик в районе Москва-Сити значительно ниже, чем в центре города. А острый недостаток в парковочных местах учитывается при реализации новых проектов, что позволяет надеяться и на его устранение в ближайшей перспективе. В частности, у нас нет проблем с парковкой - в комплексе "Город Столиц" шестиуровневый подземный паркинг, где около 4000 машино-мест, что полностью обеспечивает потребности арендаторов и жителей апартаментов. Идея размещения Москва-Сити в районе Третьего транспортного кольца имеет объективные плюсы. Несмотря на то что сегодня она реализована не без недостатков, при условии заявленного развития транспортной инфраструктуры достижение положительного эффекта для города реально. В частности, выведение делового центра фактически на обособленную территорию будет способствовать разгрузке исторического центра.

Комментарии
Прямой эфир