Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Пусть загибаются

Никогда бы не подумал, что на двухчасовом заседании людей в галстуках на тему инноваций-модернизаций можно не уснуть. Но недавно друзья затащили меня в Завидово на всероссийский форум "Умное производство". Погода была отвратительная, и очередной дождь пришлось пережидать на "круглом столе", где серьезные дядьки обсуждали вопрос: как нам родить свой собственный "Сапсан"?
0
Дмитрий Соколов-Митрич
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Никогда бы не подумал, что на двухчасовом заседании людей в галстуках на тему инноваций-модернизаций можно не уснуть. Но недавно друзья затащили меня в Завидово на всероссийский форум "Умное производство". Погода была отвратительная, и очередной дождь пришлось пережидать на "круглом столе", где серьезные дядьки обсуждали вопрос: как нам родить свой собственный "Сапсан"?

Дело вот о чем. В Твери уже 112 лет скорее жив, чем мертв, огромный вагоностроительный завод (ТВЗ). В лучшие времена на нем работали 10 тысяч человек, теперь - на порядок меньше. Сюда же нужно добавить еще 200 предприятий-поставщиков разного калибра. Итого - огромный кластер, заточенный под производство вагонов, почти четверть промышленного производства области. В 2008 году эта армада произвела 1200 вагонов, в 2010-м - вдвое меньше, хотя на ТВЗ дважды приезжал Путин и давал много денег. В результате падения производства вагонов бюджет недополучает налоги, а трудящиеся - рабочие места. В общем, хреновая ситуация на ТВЗ. По крайней мере, если бы в моем семейном бюджете были те же показатели, я б уже давно бегал по потолку и пытался хоть что-то изменить.

Но в случае с тверским вагоностроением бегает по потолку почему-то не бизнес, а региональная власть. По крайней мере, руководство ТВЗ пришлось чуть ли не силком затаскивать на этот "круглый стол". А когда открыл рот его ведущий - заместитель губернатора Тверской области Анатолий Боченков, я сначала подумал, что ослышался. Это был тот невероятный случай, когда власти прямо так и заявили бизнесу: "Чего изволите?" Если быть точным: "Проблемы завода - это проблемы области. Мы готовы лоббировать ваши интересы на любом уровне - вплоть до Путина и даже Ангелы Меркель. Только объясните, что вам надо для успешного развития".

- Нам нужны заказы от РЖД, - ответил директор ТВЗ Александр Василенко. - Это единственный наш заказчик.

И все, что он говорил на протяжении следующих двух часов, сводилось к нехитрой логике: мы - огромное предприятие, поэтому государство обязано нас загрузить.

- Но мы больше не можем ходить в правительство с одним и тем же лозунгом: "Дайте!", - возразил заместитель губернатора. - Мы должны предложить новые идеи, предъявить какие-то амбиции.

Тишина. Пятый класс, конец четверти. "К доске выходит..."

- В стране назревает развитие скоростного железнодорожного сообщения, - начинает подсказывать Боченков. - Немцы уже поставляют нам "Сапсаны". В Сочи скоро будут ходить электрички нового поколения. Понятно, что мы не в силах конкурировать с Siemens или Bombardier. Но мы можем вписаться в этот процесс. Зарубежные производители вагонов активно ищут возможности локализации производства в России. Это одно из условий сотрудничества с ними РЖД. А у нас в регионе есть все, что для этого нужно. Нам есть что предложить европейцам. Ну?

- Сотрудничая с зарубежными поставщиками, РЖД загоняет себя в зависимость от них, - на рациональное предложение власти еще один представитель вагоностроительного бизнеса ответил патриотическим монологом. - Что такое "Сапсан"? Это разработки Siemens 20-летней давности. Но даже для эксплуатации этих составов в полную силу нужны высокоскоростные магистрали. Пока их в России нет, не будет рынка скоростных вагонов и нет смысла его развивать.

Я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет

- Но надо ж смотреть в перспективу, - терпеливо возразил представитель власти, который сам еще два года назад был директором большого завода. - Сегодня спроса нет, завтра будет. Создать вагон - не пирожок испечь. Что вы предложите рынку, если сейчас не озаботитесь этой проблемой?

- Развивать такое сложное производство можно только на государственные деньги.

- Государство может дать денег, но под перспективный бизнес-проект. И мы готовы его пролоббировать.

- Да куда уж лоббировать, если Путин несколько раз приезжал, а дело не сдвинулось?

- Путин в прошлом году пустил на заказы вашему заводу 3 миллиарда рублей. Но нельзя бесконечно покупать морально устаревшие вагоны только потому, что вам их надо производить. Вы хотите, чтобы государство подменяло собой бизнес-процессы? Но РЖД давно уже частная компания. Вы же не будете покупать у поставщика в десять раз больше стеклопакетов только потому, что он может столько произвести. Надо находить новые рынки сбыта. Если мы не примем какого-то конструктивного решения, высокоскоростные вагоны просто уйдут от нас в другую степь. Потому что не мы одни такие умные.

- В 2008 году правительство приняло "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года", - начал свое опять-двадцать-пять представитель бизнеса. - Все эти годы мы жили по ней неукоснительно. В этом году нам должны были заказать 1500 вагонов. А заказали 600. Зачем тогда было принимать этот документ?

- Но это же "Стратегия", - в голосе чиновника появились нотки отчаяния. - Предполагаемый план действий без жестких обязательств по выполнению. И принят он был еще до кризиса. Если вам кто-то скажет: езжайте прямо, вы ведь не поедете строго по азимуту, не обращая внимания на изгибы дороги.

В какой-то момент я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Бизнесмены вели себя как чиновники, а чиновники - как бизнесмены. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет.

И эта ситуация типична для многих регионов, где власть хоть на что-то способна. Потому что власть много чего боится: плохих бюджетных показателей, социального взрыва, транспортного коллапса. Потому что может приехать Путин и сделать больно. А бизнес, если он настолько велик, что может спекулировать фактором социальной напряженности, не боится - потому что у него в руках есть то, чего больше всего боится власть: взрыватель от социального взрыва.

Человек, который сам создал свой бизнес, всегда будет что-нибудь предпринимать для его развития. А тот, кто получил огромные производства даром (будь то приватизация 90-х или политическая целесообразность 2000-х), очень быстро научится рассматривать свои активы не как инструмент бизнеса, а как финансовый инструмент. Мой завод - это такая бриллиантовая акция, такой неразменный рубль, который государство всегда будет оплачивать, иначе вон сколько людей останутся без работы. Мой завод - не локомотив, мой завод - прицепной вагон, который кто-то обязан тянуть, потому что колея одна, и если я здесь встану - другие не проедут.

- Ну, так что мне сказать губернатору? - простонал Боченков, когда "круглый стол" уже перевалил за второй час. - Я так и не услышал голоса большого бизнеса.

Тишина. Пять секунд. Пятнадцать. Двадцать...

- Надо нарастить рабочие места и увеличить производство, - неуверенно пролепетал кто-то с задней парты.

И снова пауза - на этот раз не прерванная никем.

- В сентябре губернатор поедет в Германию на выставку, там будут первые лица из Siemens. На днях у нас уже были представители Deutsche Bahn - главного железнодорожного оператора Германии. Судя по всему, шансы на сотрудничество очень неплохие. Вот только темы для разговора пока нет и, похоже, не будет, - резюмировал Боченков.

- Ну а что нам может предложить Siemens?! - снова возбудился представитель бизнеса. - Нет, ну вот что конкретно они нам могут предложить?!

Тут я понял, что пора спасаться бегством. Вечером Анатолий Боченков спрашивал меня: "Вот как с таким бизнесом проводить модернизацию?!" И у меня был только один ответ: "Никак. Пусть загибаются".

Комментарии
Прямой эфир